Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

Гиперактивный ребенок

 

«Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. И даже кушать ему легче, когда стоит, а не сидит. Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергаю, бросают… Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать без передышки. Ему хочется увидеть все одновременно, но «рассматривая» все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Неусидчивость его бросается в глаза. Он рассеян, и внимание его не может задержаться ни на чем больше мига. Оно также «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно как. Кроме этого, такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. У него самооценка на нуле или же немного выше. И неудивительно, что этот комплекс тянется за ним потом, как шлейф, мешая в жизни, особенно тогда, когда он начинает посещать школу». Так описывает гиперактивного ребенка А.И. Баркан в своей книге «Его величество ребенок».

 

Диагноз «гиперактивность» стал довольно часто использоваться в нашей речи, его используют воспитатели в детском саду по отношению к неугомонному мальчишке, учителя в школе, если какой-то ребенок не дает проводить уроки, родители, которые устали бегать за своими детьми всюду. Давайте разберемся, что же такое гиперактивность, на каком основании ставят этот диагноз и что можно предпринять родителям, чтобы помочь своему ребенку.

 

СДВГ – синдромом дефицита внимания с гиперактивностью является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с собой и окружающими, нарушения принятия себя и соответственно – заниженной самооценки.

 

Независимо от причин, вызвавших СДВГ, основными признаками проблемы является сочетание трех симптомов с различной степенью выраженности каждого: невнимательности, гиперактивности, импульсивности.

 

Не путайте СДВГ и личностные особенности

 

Невнимательность, гиперактивность, импульсивность могут быть особенностями темперамента и характера ребенка. Бывает так, что ребенок часто ведет себя спокойно, но как только что-то его тревожит, начинает много двигаться, говорить, невнимательно слушает и т.д.

 

Иными словами можно сказать, что есть «неврологическая» гиперактивность, когда нервная система ребенка устроена так, что он не может не двигаться. И «психологическая» гиперактивность, когда ребенок активностью успокаивает себя, снимает свою тревогу или другие чувства. Кроме этого, ребенок по темпераменту может быть очень активным и тогда, это просто является его особенностью, ему в принципе нужно много двигаться, но, как правило, у таких детей не страдает внимание, они все схватывают налету. Мальчики часто бывают более подвижными чем девочки, это также связано с их конституциональными особенностями. Мы привыкли воспринимать девочек более спокойными, в таком случае если девочка много двигается, ей приписывают гиперактивность, но это так же может быть особенностью ее темперамента или психологической защитой.

 

«Возрастная» гиперактивность

 

Трудности в диагностике объясняются еще и тем, что для многих детей 3-6 летнего возраста некоторая гиперактивность является вариантом нормы и отражает неравномерность, асинхронность развития центральной нервной системы. Кроме того, в целом, для данной возрастной группы процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Поэтому речь о постановке диагноза СДВГ может идти не раньше достижения ребенком 6 лет.

 

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующий вывод - фактором, определяющем дальнейшие действия родителей, надо считать не наличие гиперактивности в поведении ребенка, а степень ее выраженности и влияния на общий процесс развития.

 

Чем опасна гиперактивность?

 

· низким качеством жизни ребенка – согласитесь, это не очень приятно, когда ты не можешь достичь желаемого результата, потому что у тебя нет волевых навыков, терпения и достаточного уровня внимания.

 

· нарушениями в социализации – ребенку трудно адаптироваться в новом коллективе, привыкать к рамкам и правилам, установленным в школе, наряду с этим есть высокая потребность быть принятым другими. А если желания (потребности, мечты) не реализуются общепринятым способом, присутствует высокая вероятность достичь желаемого через другие формы поведения (манипулирование, криминализация поведения и т.д).

 

· нарушениями характера – через формирование депрессивных или, наоборот, агрессивных установок, рост невротизации, истерических и эгоцентрических черт личности. Все это приводит к выработке соответствующих черт характера, которые осложняют взаимодействие с окружающими.

 

· существенно большей предрасположенностью к различного рода зависимостям (алкогольной, наркотической, игровой, табакокурению). Как способ бороться с чувствами собственной неполноценности.

 

Этот список можно продолжить.

 

Чем полезна гиперактивность?

 

Если ребенок научается контролировать свои проявления, развивает волевые качества, усидчивость и внимание, учится справляться с тревогой другими способами. Тогда гиперактивность переходит в конструктивную активность и за счет изначально большого заряда энергии, человек может добиться больших успехов в деятельности, которую он выбрал.

 

Важно понимать: правильно и своевременно диагностированная гиперактивность поддается эффективной коррекции; стандартных схем нет, необходим индивидуальный подход к ребенку и разработка персональной коррекционной программы;

родители являются не просто участниками коррекционной программы – они выполняют основную роль в процессе коррекции;

 

результат должен нравиться не только вам, но и вашему ребенку.

 

Родителям гиперактивного ребенка.

 

1. Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь ему следовать. Так ребенок постепенно привыкнет к рамкам и сможет сам себя контролировать.

 

2. Игра для Вашего ребенка – главное лекарственное средство

 

3. Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. При этом ребенок должен понять цель игры и подчиняться ей. Вам необходимо постараться неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность.

 

4. Чтобы выработать у гиперактивного ребенка усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото и домино. Эти игры учат также концентрировать внимание, что очень понадобится в школе.

 

5. Давайте нагрузку ребенку на короткие промежутки, делайте между занятиями перерывы, чтобы малыш мог побегать и сбросить напряжение.

 

6. Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.

 

7. Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях.

 

8. Все старания ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем Вы просили, необходимо сразу поощрить.

 

9. Обращайтесь за помощью к неврологу и обязательно психологу.

 

 

 

 

Связаться с автором Сапегина Д.Л.

 
.
 Copyright © 2017. Психоаналитики в Санкт-Петербурге. Designed by LENINnovations.ru

Яндекс.Метрика