Мелани Кляйн (1882 - 1960) является одной из самых ярких представительниц психоаналитического движения. Это касается как революционности ее идей, так и того влияния, которое они оказали на развитие психоанализа и других гуманитарных областей знаний. М. Кляйн считала себя последовательницей З.Фрейда и развивала его теорию. Фрейд открыл бессознательную душу человека, Кляйн же исследовала наиболее отдаленные ее уголки, забираясь так далеко, что это вызывало наряду с восторженными откликами и яростное сопротивление, сравнимое, разве что, с тем, что встречало новаторства самого Фрейда.
Мелани Кляйн родилась в 1882 г. в Вене, в небогатой еврейской семье, она была четвертым ребенком. В 1914 г., находясь в Будапеште, она впервые сталкивается с работами Фрейда и вскоре вступает в кружок, возглавляемый Ференци, начинает аналитическую работу с детьми, проходит у него свой первый анализ, а в 1919 г. становится членом Будапештского общества. В 1920 году на конгрессе в Гааге Кляйн впервые встретилась с Карлом Абрахамом. Он заинтересовался ее работой и пригласил в Берлин, куда она и переехала в 1921 году. В Берлине она начала работать как психоаналитик не только с детьми, но и со взрослыми. Не будучи удовлетворенной результатами работы с Ференци, в 1924 году она приступила к своему второму анализу у Абрахама, который прервался через 14 месяцев из-за его внезапной смерти. В 1925 году Кляйн встретилась с Эрнстом Джонсом на конференции в Зальцбурге, где она представляла свою первую работу по технике детского анализа. Под впечатлением этого доклада Джонс пригласил ее прочитать несколько лекций по детскому анализу, а в 1927 году она переехала в Англию и прожила там до самой смерти. Здесь были написаны основные работы, в которых отразились этапы формирования ее теории: «Значение формирования символа в развитии эго», «Психоанализ детей», «Скорбь и маниакально-депрессивные состояния», «Некоторые заметки о шизоидных механизмах», «Зависть и благодарность» и многие другие. Она была первым аналитиком с Континента, ставшим членом Британского психоаналитического общества.
Среди тех, кто поддержал Кляйн в самом начале ее творческого пути, были такие влиятельные английские аналитики, как Эрнст Джонс, Эдвард Гловер, Алекс и Джеймс Стречи. К ней с просьбой об обучающем анализе обратились несколько известных врачей, в том числе Дональд Винникотт. После войны к Кляйн обратились за обучением несколько врачей-эмигрантов. Это было «второе поколение» последователей Кляйн. Наиболее известные среди них - Ханна Сигал, Герберт Розенфельд, Уильфред Бион, Роджер Мани-Керл, Дональд Мельтцер и Эстер Бик. Именно они внесли наибольший вклад в развитие кляйнианского анализа, в развитие идей проективной идентификации и контейнирования, как универсальных способов невербальной коммуникации. Кляйнианским психоаналитикам мы обязаны фундаментальной работой по анализу переноса и контрпереноса. Благодаря работам Мелани Кляйн и ее учеников спектр клинического применения психоанализа существенно расширился: стало возможным проводить аналитическую работу с тяжело нарушенными психотическими или околопсихотическими пациентами.
Мелани Кляйн была одним из создателей детского психоанализа. Хотя и имелись работы, выполненные по детскому анализу до нее, начиная с анализа "Маленького Ганса" (продолжались Hug-Hellmuth и Анной Фрейд), именно Мелани Кляйн впервые разработала технику и методику для анализа детей всех возрастов (в то время полагали, что анализ с детьми до семи лет невозможен, а для более взрослых детей аналитические методы считались не вполне адекватными и их объединяли с образовательными поведенческими подходами). Она рассматривала игру детей, как аналог свободных ассоциаций взрослых, считая, что в игре ребенок выражает свои проблемы, опыт, желания, фантазии. Кляйн обнаружила, что для возникновения переноса у маленького ребенка, как и у взрослого, необходимы соответствующие условия – сеттинг. Ребенок приходил на прием пять раз в неделю на 50-минутную сессию. Игровая комната была устроена таким образом, что бы он мог чувствовать себя максимально свободно. У каждого пациента был ящик со своими игрушками, причем особый акцент делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло им выступать непосредственно в качестве символов внутреннего мира ребенка.
Ранее было принято считать, что маленький ребенок имеет слабое и не сформировавшееся Суперэго, которое необходимо усиливать в процессе аналитической работы. Анализируя маленьких детей, Кляйн обнаружила, что Суперэго ребенка очень жесткое, жестокое, основанное на ранних фантазиях преследования. А, следовательно, нет необходимости в укреплении Суперэго воспитательными методами, но, напротив, необходимо сделать его не таким жестким, чтобы оно было способно интегрироваться в Эго. Кляйн не придавала большого значения подготовительному периоду работы с ребенком, который полагали необходимым для формирования терапевтического альянса. Она считала, что он возникает от того, что пациент получает облегчение, приносимое аналитической работой.
Особый интерес Мелани Кляйн на протяжении всей ее жизни привлекали негативные, разрушительные чувства и желания человека: ненависть, зависть, жадность. Наряду с этим, Мелани Кляйн в своих размышлениях о плохой и хорошей матери, ненависти и любви, зависти и благодарности постоянно подчеркивала важность любви, ее значение для развития человека, преодолевающего свои агрессивные, нарушающие взаимодействие с объектным миром, чувства. Клиническому и теоретическому исследованию их источников и проявлений посвящены многие ее работы.
Главной теоретической заслугой Мелани Кляйн является разработка теории развития личности и межличностных отношений младенца и очень маленького ребенка. Мелани Кляйн определила, что отношения младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми являются главным условием и источником развития его личности и даже просто его физического выживания. Отношения ребенка и, прежде всего, его отношения с матерью, отношения пациента и, прежде всего, его отношения с аналитиком всегда оставались в центре внимания не только психоаналитической теории Мелани Кляйн, но и ее лечебной техники. По мнению Кляйн, во влечение почти генетически включено представление об объекте, выражающееся у ребенка в очень ранних и примитивных бессознательных фантазиях. Фантазматическая деятельность, таким образом, уже с самого начала присуща ребенку. Первичные фантазии всегда относятся к некому объекту, основываясь на интенсивных импульсах влечения.
Мелани Кляйн выдвинула положение о том, что стадии психосексуального развития не являются хронологически закрепленными, последовательно сменяющимися этапами развития, но присутствуют у каждого ребенка с самого рождения в качестве тенденций. Она установила, что ранние стадии Эдипова конфликта начинают проживаться младенцем еще при кормлении грудью. Тогда же возникает и раннее Суперэго, которое, стало быть, не является "наследником Эдипова Комплекса", а имеет корни в самом раннем детстве, в оральной стадии. При этом ранняя «эдипизация», сексуализация ребенка говорит о его глубокой оральной неудовлетворенности в диадических отношениях с матерью.
http://www.melanie-klein-trust.org.uk/
Библиография работ М.Кляйн
Isaacs, S.; Klein, M.; Middlemore, M. Searl, N. and Sharpe, E. F. (1936). On the Bringing Up of Children., London: Kegan, Paul. Isaacs, S., Klein, M., et. al. (1952). On the Bringing Up of Children, New York: Robert Brunner Klein, M (1923). The development of a child., Int. J. Psychoanal., 4:419-474. Klein, Melanie. (1957). Envy and Gratitude. A Study of Unconscious Sources., New York: Basic Books, Inc. Klein, M. (1924). The role of school in the libidinal development of the child., Int. J. Psychoanal., 5:312-331. Klein, M. (1926). Infant analysis., Int. J. Psychoanal., 7:31-63. Klein, M. (1927). Symposium on child-analysis., Int. J. Psychoanal., 8:339-370. Klein, M. (1927). The psychological principles of infant analysis., Int. J. Psychoanal., 8:25-37. Klein, M. (1928). Communication: Note on the preceding communication., Int. J. Psychoanal., 9:255-258. Klein, M. (1928). Early stages of the oedipus conflict., Int. J. Psychoanal., 9:167-180. Klein, M. (1929). Infantile anxiety-situations reflected in art, creative impulse.., Int. J. Psychoanal., 10:436-443. Klein, M. (1929). Personification in the play of children., Int. J. Psychoanal., 10:193-204. Klein, M. (1930). The importance of symbol-formation in the development of the ego., Int. J. Psychoanal., 11:24-39. Klein, M. (1931). A contribution to the theory of intellectual inhibition., Int. J. Psychoanal., 12:206-218. Klein, M. (1932). Die Psychoanalyse des Kindes., Vienna: Internaler Psa. Verlag. Klein, M. (1932). The Psycho-Analysis of Children., London: Hogarth. Klein, M. (1935). A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states., Int. J. Psychoanal., 16:145-174. Klein, M. (1940). Mourning and its relation to manic-depressive states., Int. J. Psychoanal., 21:125-153. Klein, M. (1945). The oedipus complex in the light of early anxieties., Int. J. Psychoanal., 26:11-33. Klein, M. (1946). Notes on some schizoid mechanisms., Int. J. Psychoanal., 27:99-110. Klein, M. (1948). A contribution to the theory of anxiety and guilt., Int. J. Psychoanal., 29:113-123. Klein, M. (1948). Contributions to Psychoanalysis. 1921-1945., London: Hogarth Press Klein, M. (1950). On the criteria for the termination of a psychoanalysis., Int. J. Psychoanal., 31:78-80. Klein, M. (1950). On the criteria for the termination of an analysis., Int. J. Psychoanal., 31:204-204. Klein, M.,Heimann, P., Isaacs,S. (1952). Developments in Psychoanalysis RIVIERE, J., London: Hogarth Press Klein,M.,Heimann,P.,Isaacs,S.,Riviere,J. (1952). Developments in Psychoanalysis., London: Hogarth Press Klein, M. (1952). The mutual influences in the development of ego and id., Psychoanal. Study Child, 7:51-53. Klein, M. (1952). The origins of transference., Int. J. Psychoanal., 33:433-438. Klein, M. & Riviere, J. (1953). Love, Hate, and Reparation. Psycho-Analytical Epitomes No. 2, London: Hogarth Press. Klein,M.,Heimann,P.,Money-Kyrle,R. (eds. (1955). New Directions in Psycho-Analysis. The Significance of Infant Conflict in the Pattern of Adult Behaviour., London:Tavistock Publications. Klein,M.,Heimann,P.,Money-Kyrle,R. (eds) (1955). New Directions in Psychoanalysis., New York:Basic Books, Inc. Klein, M. (1957). Envy and Gratitude: A Study of Unconscious Forces., New York: Basic Books. Klein, M. (1958). On the development of mental functioning., Int. J. Psychoanal., 39:84-90. Klein, M. (1960). A note on depression in the schizophrenic., Int. J. Psychoanal., 41:509-511. Klein, M. (1961). Narrative of a Child Analysis. The Conduct of the Psychoanalysis of Children as Seen in the Treatment of a Ten-Year-Old Boy., New York: Basic Books. Klein, M. (1961). Narrative of a Child Analysis., London: Hogarth Press. Klein, M. (1963). Our Adult World and Other Essays., London: Heinemann Medical Books. --------------------------------------------------------------------------------------------------- Кляйн М. "Психоаналитическая игровая техника: ее история и значение" Введение в теорию Мелани Кляйн. Сахновская О.
Сахновская О. |
Попова Наталия Михайловна Прием по адресу: ПС, Петроградская, ул. Плуталова, д.13 к.4 (карта); +7 (921) 406 14 91(ст. метро Петроградская)
Сапегина Диана Леонидовна Прием адресу: ПС., ул. Малая Пушкарская д.34; +7(921)306 34 53 (ст. метро Горьковская)
Сахновская Оксана Семеновна Прием по адресу:М Наб. Канала Грибоедова д.5 оф.304 (карта); тел.: +7(921) 900 83 46 (ст. метро Канал Грибоедова)
подробнее о специалистах здесь http://psychoanalitiki.ru/spetsialisty/