Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

Попова Н.М. "Нарциссическая травма и стыд в психотерапии"

 

Этот текст написан по мотивам доклада с одноименным названием на Конференции "Травма. Внешний мир и внутренняя реальность", организованной Российской Психотерапевтической Ассоциацией, Альянсом Помогающих Практик "ПроБоно", Кафедрой психотерапии и сексологии СЗГМУ им.И.И.Мечникова (31.03-01.04.2018). Благодарю коллег за возможность целенаправленно обдумать эту тему, собрать воедино свои представления о нарциссической травме и стыде, и поделиться этим материалом с участниками конференции.

 




Нарциссические травмы довольно часто явным или не явным образом становятся фокусом психотерапии. Множество клиентов и самих психотерапевтов чувствительны к этой теме. В этой статье мы прикоснемся к феномену нарциссической травмы и выделим два внутрипсихических обстоятельства, которые она порождает: представление о внутреннем дефекте и чувство стыда. Рассмотрим механизм нарциссической травмы и явления, которые могут стать ее следствиями. Предложим стратегию и опишем особенности работы с клиентами, в истории которых есть существенные нарциссические травмы.





Что такое нарциссическая травма и почему она вызывает стыд?


Термин «нарциссическая травма» (или нарциссический шрам) был введен Зигмундом Фрейдом в 1920-е годы. В своем труде "По ту сторону принципа наслаждения" он пишет: «утрата любви и другие неудачи наносят неисправимый ущерб самооценке в виде нарциссического шрама … Он отражает степень презрения, которое пришлось испытать ребёнку». Далее он пишет о нарциссической травме как ранней травме самооценки. За прошедшие сто лет многие психоаналитики и представители других психотерапевтических направлений касались этой темы в своих работах с различных сторон, и на сегодняшний день мы имеем большую палитру теоретических и практических представлений о нарциссизме, травме и стыде.

 

Рассматривая здесь эту тему, начнем с ответа на вопрос: что травмируется? В разных терминологических системах это могут называют по-разному — представление о себе, самость, селф, Я, саморепрезентация, самооценка. Она формируется во внутрипсихическом пространстве из того, как именно отражают человека значимые фигуры в детстве (мать, отец, люди, осуществляющие уход за ребенком и постоянно присутствующие в его жизни). Чем более важная и авторитетная фигура дает это отражение ребенку, тем более значимый вклад вносит это отражение в формирование самости. Термин «нарциссический» относится именно к этой структуре.

 

Миф о Нарциссе описывает его как холодного и самовлюбленного. Но почему он таким стал? В мифах содержится указание на то, что мать Нарцисса Лириопа была поглощена собой, нерефлексивна, и ее сын тщетно пытался поймать на себе ее взгляд.


Для того, чтобы сформировалось устойчивое, целостное и позитивное представление о себе, необходимо, чтобы ребенок получал отражение себя как отдельно существующего, важного, интересного, обладающего ценностью субъекта. Отсутствие или недостаточность такого отражения приводит к тому, что формируется дефицитарная внутренняя структура и человек и во взрослом возрасте остается зависимым от внешнего отражения. Формируются нарциссические личностные черты.

 

Нарциссическая травма может быть получена несколькими путями:


1. Любовь, привязанность и желание контакта ребенка со значимым взрослым перестают встречать ответное движение. На самом раннем и глубоком уровне это может быть травма, связанная с оставленностью - реальной или эмоциональной. Б.Килборн говорит об отсутствии заботы и использует термин "неоткликаемость", описывая воздействие среды на психическую организацию и образ тела. Говоря о воздействии этой травмы на психику, он ставит эти факторы в один ряд с травмой физического совращения.

 

Примеры подобных травм: Ребенок передается матерью на воспитание бабушке или другим родственникам, или отправляется в детское учреждение. В семье случается трагедия, и мать младенца погружается в тревогу и/или депрессию, ребенок начинает восприниматься ею как досадная помеха, она больше не откликается на него эмоционально, хоть и осуществляет элементарный уход. Рождается сиблинг и вся любовь родителей переносится на него, ребенок искусственно переводится в ранг "старшего", отрицаются его естественные детские потребности.


2. В силу своих психических особенностей (например, собственной нарциссической организации) мать не видит в ребенке отдельного человека, воспринимая его как свое нарциссическое расширение. По формальным признакам это может быть очень заботливая и любящая мать, но только до того момента, пока ребенок соответствует ее внутренним представлениям о том, каким он должен быть. Любое самопредъявление ребенка, отклоняющееся от созданного матерью образа, вызывает у нее отвержение. Часто этот путь приводит к развитию ложного Я.

 

Примеры: Мать любит своего ребенка добрым и щедрым, но жестко отвергает, когда он проявляет жадность или злость. Будучи в разводе, мать воспринимает любовь ребенка к отцу как предательство и укоряет ребенка за любые её проявления. Сексуальность родители воспринимают как угрозу и отчаянно стыдят за все эпизоды, где ребенок интересуется сексом или своим телом.

 

3.  Ребенок воспринимается родителями как конкурент, либо на него переносится негативное отношение к кому-то из родственников, либо на него проецируется собственная плохость. Тогда ребенок становится объектом прямой критики и враждебности. Он подвергается открытым нападкам и непосредственно отражается как недостойный, не ценный, вредоносный и т.п. Ему приписываются или преувеличиваются черты, которых нет или которые проявлены минимально, а его ценные качества игнорируются и не отражаются.

 

Примеры: Мать видит в ребенке бросившего ее мужа и постоянно сетует, что он "такой как отец", подразумевая, что хуже этого ничего нет. Отец видит в ребенке того, кто забрал у него любовь и внимание супруги, и в страхе, что растит себе замену, постоянно дает ребенку ощущение, что он хуже, слабее, неудачник, все время ошибается и т.п.

 

4. Нарциссические травмы могут быть получены и в более зрелом возрасте. Предполагается, что они оказывают меньшее влияние по сравнению с детскими травмами, т. к. внутренняя психическая структура уже сформирована. Но если травматический опыт длительный и/или сильный, то его влияние на переживание себя также не стоит игнорировать.

 

Примеры: Серьезная болезнь, оказывающая влияние на образ тела (ампутация важных для идентичности органов, разрушение внешности, потеря важных функций). Опыт насилия, особенно сексуального. Длительные отношения с абьюзером, сопровождающиеся разрушением образа себя. Травля в коллективе или в публичном пространстве. Эмиграция (особенно вынужденная) с потерей социального статуса, возможности полноценно общаться и быть принятым обществом как равный.


Каким бы путем не была нанесена нарциссическая травма, она повреждает ощущение себя как полноценного, достаточно хорошего, достойного любви и принятия. Поскольку ребенок эгоцентричен, он видит причины такого отношения в самом себе. Так травматический опыт трансформируется в представление о наличии внутреннего дефекта.

 

Таким образом, в случае сильной нарциссической травмы или череды травматических отвержений, естественное желание ребенка предъявить себя и заявить о желании быть принятым и любимым, вызывает страх быть отвергнутым вновь, начинает сопровождаться переживанием собственной дефективности и тормозится посредством стыда.

 


О стыде


Стыд в норме является регулятором дистанции между людьми (приближение-удаление) и маркером нарушения культурных норм. В результате нарциссической травмы он перестаёт выполнять регулирующую функцию. Он затапливает и создаёт интоксикацию личности (наиболее ярким кажется термин из гештальт-терапии - токсический стыд).

 

Стыд относится не к конкретным поступкам, а к человеку в целом. Чувство стыда захватывает всю личность. Особую роль часто приобретает переживание несовершенной (дефективной) телесности.


С точки зрения внутренних психических структур образуется стыдящий внутренний объект. Он оказывает колоссальное влияние на самоощущение человека и изменяет его отношения с другими людьми. Эта внутренняя структура - самый жесткий критик. Независимо от реальных откликов окружающих на человека внутренний стыдящий объект всегда найдет зацепку, чтобы вернуть человека в пучину стыда за себя. Как правило, это можно увидеть через проекции на других людей.


Примеры: При публичных выступлениях нейтральная или даже благожелательно настроенная аудитория может восприниматься как критикующая, оценивающая, высмеивающая. Небольшая оплошность воспринимается как полный позор. При сближении с новым партнером любое самораскрытие вызывает ожидание отвержения.


Чтобы справляться с токсическим стыдом и страхом обнаружения внутреннего дефекта, человек может сознательно или бессознательно выбрать стратегию избегания: выстраивать свою жизнь так, чтобы не попадать в ситуации, где внутренний дефект может быть обнаружен. Следствием такой стратегии является невозможность сближаться настолько, чтобы быть узнанным (ведь тогда обнаружится дефект). Он вынужден удерживать безопасную дистанцию, а это означает невозможность вступить в полный контакт, и как следствие, ведет к глубокому внутреннему одиночеству.


Примеры: Человек не вступает в глубокие отношения, допуская только поверхностные связи. Либо отношения есть, но без секса и/или интимности. Нет длительных отношений, когда рано или поздно приходится раскрываться.

 

Еще одна стратегия совладания с нарциссической травмой и стыдом - создание ложного Я. Как уже упоминалось выше, особенно актуальна эта стратегия для детей родителей с нарциссической структурой личности, когда ребенок воспринимается как нарциссическое расширение. Это бессознательный процесс, в результате которого человек формирует ложный образ (такой, каким, как он ощущает, его могут любить). И во внешний мир предьявляется эта маска. Это адаптационный механизм, который задействуется, чтобы не обнаружить свой предполагаемый внутренний дефект, не стать опозоренным, защитить свое истинное Я от повторной травматизации.

 

Примеры: Поскольку этот механизм бессознательный, человек, как правило, не осознает, что предъявляет миру не всего себя или вообще не себя истинного. Но, как правило, такая стратегия сопровождается смутными или явными ощущениями, что что-то не так. Это может формулироваться как "не живу полной жизнью", "нет чувства реализованности", "не могу найти себя", а также выражаться в озабоченности поиском смыслов и в неясной тревоге.

 




Стыд в терапии

 

Нарциссические травмы часто приводят людей в психотерапию. С другой стороны, их же последствия могут создавать серьезные препятствия к обращению за помощью.

 

Так люди с нарциссическими травмами бывают захвачены представлениями о том, что есть нормальные, здоровые люди, есть "реально" травмированные (столкнувшиеся со смертью, насилием и т. п.), и есть они со своими более-менее благополучными историями, чувствующие, что с ними что-то не так, но не достойные внимания и помощи. На них могут сильно действовать комментарии, обесценивающие их страдания ("все нормально, не придумывай, ерунда, не обращай внимания, будь позитивным, просто надо открыться миру" и т.п.). Однако то, что нарциссическая травма невидимая, не значит, что она не серьезная. Последствия нарциссической травмы могут сильно отравлять жизнь, приводя к подавленности, вносить в жизнь депрессивные компоненты, вынуждать к защитному поведению, не позволять человеку реализовываться, заточать в собственной внутренней тюрьме.

 

Стыд, являющийся последствием нарциссической травмы, также может отдалять от возможности обратиться за помощью. При мыслях о возможном обращении за психотерапией стыд может проявляться как:


  • невозможность говорить о себе с «чужим человеком»;

  • ощущение "я сломан и мне невозможно помочь";

  • представление "я недостоин помощи";

  • наличие проекции стыдящего внутреннего объекта на терапевта (может проявляться в фантазии о том, как терапевт будет смеяться, унижать, пренебрегать и т.п.).

     

Если человек несмотря на это решается прийти в терапию, то от возможности распознать стыд и работы с ним напрямую зависит успех терапии. Стыд проявляется в любой психотерапии, поскольку терапевтический контракт предоставляет терапевту доступ в интимное пространство клиента и в процессе сближения возникает естественный стыд. Но в случае нарциссически травмированных клиентов стыда очень много и часто он грозит разрушить терапию. Поэтому стыд становится особым фокусом в терапии клиентов с нарциссическими травмами.

 

Стратегия работы со стыдом проста в теории, но может оказаться трудно реализуемой на практике. Схематично ее можно изобразить так:

 


 

Терапевтическое принятие позволяет интроецировать, а потом и интернализовать принимающий внутренний объект. Для этого клиент должен быть адекватно отражен терапевтом. Но чтобы это могло произойти, истинное Я должно быть предъявлено. В этом и состоит трудность терапии - клиент бессознательно уклоняется от предъявления себя, защищаясь от возможной ретравматизации.


Принятие и адекватное отражение - часть любой хорошей психотерапии. Основная трудность в терапии нарциссических травм — распознавание стыда.
Конечно, иногда проявления стыда бывают очевидны - клиент может говорить о своей неловкости, невербально, но очевидно выражать стеснение (краснеть, закрываться, отворачиваться и т.п.). Но часто идентифицировать стыд клиента бывает совсем не так просто. Это связано с основным свойством переживания стыда - стремлением спрятаться, не быть увиденным, не быть распознанным. Поэтому клиент не заявляет терапевту о том, что у него нарциссическая травма и он затоплен стыдом (он может не осознавать этого). А его бессознательным паттерном в коммуникации будет стремление не раскрыть свою дефективную (в его представлении) часть и, таким образом, избегать стыда. Таким образом нередко обнаружить особую чувствительность клиента к стыду можно лишь по проявлениям его психических защит и бессознательных стратегий:


* Предъявление себя с какой-то определенной (безопасной) стороны. Это адаптационная бессознательная стратегия, позволяющая скрыть свои "дефектные" стороны).


Примеры: "Хороший клиент" - не опаздывает, не пропускает сессии и всегда их вовремя оплачивает, внимает словам терапевта и соглашается с его интерпретациями, приносит то, что от него ожидает терапевт и т.п. "Интеллектуал" - приходит на сессии, чтобы порассуждать на сложные темы, обсудить с терапевтом спорные психологические теории, не соединяясь со своими чувствами. "Железный человек" - у него все под контролем, включая свои чувства, всегда готов к действию, не допускает проявления сильных чувств или слабостей.


* Демонстрация бесстыдства - гиперкомпенсаторная защита, позволяющая не испытывать стыд от того, что стыдишься.


Примеры: Клиент может вести себя вызывающе, одеваться в очень яркую, привлекающую внимание одежду, либо демонстрировать много обнаженного тела. Может громко говорить, часто смеяться. Как-будто легко и охотно говорит на очень интимные темы даже в начале терапии.


* Тревога или страх. Стыд может давать о себе знать, проявляясь в виде страха. По сути это страх испытать стыд, но его связь с переживанием стыда не осознается. Он ощущается как страх перед определенными действиями или ситуациями.


Примеры: В качестве повода для обращения за терапией могут выступать страх публичных выступлений, невозможность проходить собеседование при приеме на работу, неудачи в построении отношений с партнерами, за которыми стоит тревога от перспективы сближения. Подчиняясь страху стыда, человек выстраивает такой образ жизни, при котором ему не приходится оказываться в ситуациях, где он хотя бы гипотетически мог бы испытать стыд: мало общается, пассивен, избегает публичности и /или близости. Жизнь, выстроенная по такому принципу, может ощущаться как пресная, лишенная драйва, скучная или пустая. Иногда появляется чувство, что она лишена смысла (и это тоже может оказаться поводом для обращения к специалисту). Сильный страх стыда может привести к полному одиночеству.


* Невозможность контролировать свою ярость, повышенная агрессивность.

Х.Когут ввел термин «нарциссическая ярость» или "нарциссический гнев" - склонность к сверхчувствительности к реальным или воображаемым нарциссическим травмам и последующие вспышки нарциссической ярости. Эта реакция может варьироваться от раздражения до вспышек гнева. Глубокий стыд может порождать ярость от стыда (shame-rage) или гнев от стыда (shame-anger) (H.B.Lewis): вместо стыда за себя человек испытывает гнев на обстоятельства или людей, каким-либо образом причастных к тому, что этот стыд появляется. Ярость, которая внешне часто выглядит неадекватной ситуации, порождает чувство вины. Подавление стыда, вина за собственный гнев, могут приводить в результате к депрессии.


Примеры: Подросток дерется в школе, в основе его ярости - стыд от реальных или предполагаемых насмешек одноклассников. Женщина кричит на своего ребенка в ситуациях, когда он ведет себя таким образом, что она чувствует себя плохой матерью. Мужчина срывается на жену, когда ему кажется, что она высказывает неуважение к нему или смеется над ним.

 

Э.Рехард пишет о "порочном круге стыда или капкане стыда" - когда защитные действия создают такой рисунок поведения, который сам по себе вызывает стыд и ведет ко все большему углублению чувства собственной дефективности: "Индивид, откладывающий свое действие, сомневающийся и чувствующий себя неловко, будет, в дополнение к тому, что он обычно завидует людям более активным, чем он сам,  чувствовать стыд и досаждающее чувство стыда (shame-vexation) за свою нерешительность. Тот, кто защищает себя от стыда при помощи активности и оживленности, чувствует себя фальшивым, и одновременно ощущает отвращение, усталость и апатию, как по отношению к Я, так и к окружающим. Индивид, отличающийся бесстыдством, снова бросит вызов и начнет докучать окружающим и себе, провоцируя новые акты бесстыдства. Во всех случаях стыд и защита от него вновь пробуждают стыд и как следствие защиту от стыда. Если это остается недоступным сознанию и непроанализированным, то такое хождение по кругу стыда может продолжаться довольно долго, и паттерн настолько укрепится, что будет длиться всю жизнь".

 


 

Защитные стратегии могут проявляться в терапевтических отношениях в различных формах:


* Предъявляются только определенные части личности (области, в которых клиент чувствует себя уверенно и безопасно)

* При приближении к «небезопасным» областям возникает сопротивление (уход от темы, уход из контакта (например, молчание или засыпание))

* Проявляется страх сближения, страх вовлекаться в отношения

* Развивается сопротивление переносу

* Осуществляется дистанцирование в терапии путем манипуляций с сеттингом (реже встречаться, брать перерывы и т.п.).

* Клиент раздражен или даже агрессивен, воспринимает слова терапевта о нем с тревогой, постоянно спорит.

* Формируются поверхностные отношения, появляется ощущение невозможности перейти на более глубокий уровень.

* Терапия может прерываться из страха быть увиденным и узнанным.

 

     

Терапевт может испытывать богатую палитру реакций на такого клиента. Вот примеры контрпереносных реакций, которые могут говорить о том, что клиент испытывает сильный стыд в терапевтическом процессе:


* ощущение отчуждения (возникает, когда клиент удерживается на дистанции);

* скука (когда клиент предъявляет ложное Я);

* особая любовь к клиенту, ощущение полного комфорта и/или исключительной успешности терапии (когда клиент старается максимально угодить терапевту и у него получается);

* бессилие (или раздражение как реакция на бессилие) (когда клиент постоянно уходит из эмоционального контакта или от определенных тем);

* замешательство, запутанность (не складывается целостная картина, когда клиент скрывает часть информации, которая вызывает у него особый стыд);

* ощущение клиента хрупким, желание его поберечь (может возникать как реакция на уязвимость клиента, но также может быть связана с тем, что терапевт не осознает, что сам захвачен стыдом и/или страхом стыда и не чувствует себя готовым переживать эти чувства вместе с клиентом);

* возбуждение (особенно когда у терапевта сильны собственные вуайеристические тенденции);

* страх перед гневом клиента (когда гнев не распознан как защита от нарциссического ранения).

 

В случае, если нарциссические травмы самого терапевта не получили должного внимания и лечения, то его собственный стыд создает слепое пятно. Тогда существует большая вероятность, что терапевт будет вынужден бессознательно стремиться избегать встречи со своим стыдом и стыдом клиента. Это будет проявляться в уходе от областей и тем, вызывающих стыд, а также в избегании близкого эмоционального контакта с клиентом. А значит настоящий терапевтический контакт так и не произойдет.

 

Когда терапевтический процесс подходит к порогу изменений, может возникнуть сильный страх. Для работы с нарциссически травмированными клиентами уместен термин "катастрофическое изменение". Автор этого термина Уилфред Бион говорит, что "возможность изменения, присущая эмоциональном росту и развитию, неизбежно связана со страхом катастрофы". Именно так ощущается предъявление себя в ситуации, когда стыдящий внутренний объект еще силен, а принимающий объект еще не стал частью внутренней структуры. В случае с нарциссической травмой клиент чувствует, что готовится шагнуть в бездну. Ради реализации потребности быть принятым и «восстановленным» как ценный и полноценный, он рискует оказаться униженным, опозоренным, обесцененным, и окончательно лишенным надежды обрести право на любовь к истинному себе.


Нарциссические травмы могут быть излечены и вне терапии. Этому излечению способствует естественный процесс развития близких человеческих отношений - отношений, наполненных любовью, в которых постепенно происходит раскрытие истинного Я и его принятие другим. Но токсический стыд может препятствовать развитию таких отношений — в них вступает либо ложное Я, либо близкие отношения не складываются
вовсе. Поэтому для некоторых людей с нарциссическими травмами психотерапия может стать единственной возможность восстановить чувство собственной ценности, узнать и признать себя настоящих и почувствовать свою жизнь действительно полной.

 




Литература:

Зигмунд Фрейд "По ту сторону принципа удовольствия", 1920

Бенджамин Килборн "Исчезающие люди. Стыд и внешний облик", 2007

Бенджамин Килборн "Травма, стыд и страдание", 2017

Марио Якоби "Стыд и истоки самоуважения", 2001

Пенти Иконен, Фил-Маг и Эеро Рехард "Происхождение стыда и его проявления", 1993

Lewis, H. B. Shame and the narcissistic personality. In: The Many Faces of Shame, 1987

 

 

>>> Статья О СТЫДЕ для клиентов

 



 

Автор: Попова Наталия Михайловна

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

 
.
 Copyright © 2024. Психоаналитики в Санкт-Петербурге.
Designed by Alex Tyapin


Яндекс.Метрика