Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

 

Что заставляет болеть? Причины психосоматических реакций

 

 

Вы приходите к врачу, потому что у Вас что-то болит. Это может быть какой-то определенный орган, а может быть Вас изводит целый букет разнообразных симптомов. Хороший доктор сделает все возможные обследования, чтобы исключить сначала распространенные, а потом и редкие заболевания. Конечно, у Вас что-то найдут, ведь, как известно, нет людей здоровых, есть недообследованные.

 

Но иногда доктор разводит руками и говорит, что не может помочь. Что Вам нужно идти к психологу или психотерапевту, потому что Ваше заболевание - психосоматическое.

 

Иногда это известие может вызвать негодование: почему он не хочет меня лечить?! Что за дурацкая идея насчет психолога?!

 

Но, возможно, Вы уже догадывались о психологической природе своих болей или дискомфорта, проводя параллели между началом или обострениями симптомов и определенными событиями и эмоциями в Вашей жизни.

 

Попробуем разобраться в том, что такое психосоматика, какие телесные реакции могут быть брать начало в психологических проблемах, и каким образом они могут перерастать в психосоматические заболевания.

 

Термин «психосоматическое» берет начало от двух греческих слов: ψυχή (рsyche, душа) и σῶμα (soma, тело). Существует глубокая связь между процессами, происходящими в нашем теле и в нашей душе. Самые простые примеры показывают связь психики и тела:

 

 

  • Студент идет на важный экзамен и случайно на улице встречает девушку, которая ему нравится. Совершенно непроизвольно его лицо заливается краской смущения.
  • Он заходит в институт и его сердце начинает биться чаще - скоро час "Х". Надо срочно в туалет - от волнения начинается "медвежья болезнь" - понос.
  • Теперь он в аудитории. Время тянуть билет. Он настолько волнуется, что сердце пытается выскочить из груди.
  • И вот он идет отвечать. Страх так силен, что дыхание становится прерывистым, ему трудно говорить, ладони становятся мокрыми.
  • Несколько часов студент проводит в ожидании оценки. Он не может есть, "кусок не лезет в горло". Его тошнит.
  • Оценка хорошая, наш парень доволен собой. Он приходит домой и... не может расслабиться, от напряжения у него мучительно болит голова, он ложится спать.
  • На утро после экзамена он встает в отличном настроении и совершенно здоров.

 

 

Описанные реакции очень распространены, но, к счастью, чаще проявляются не все одновременно. Чем больше человек склонен реагировать телом на происходящее в его жизни, тем больше его шанс (в случае определенных психологических затруднений) столкнуться уже не с отдельными краткими симптомами, а с более долгим и болезненным процессом, который может перерастать в психосоматическое заболевание.

 

Интернет до отказа забит таблицами с перечислением психосоматических заболеваний и их толкований. Имеет смысл относиться к ним с определенной долей критики. Глупо (а главное - опасно) считать любые соматические (телесные) заболевания только проявлением психологических проблем. Крайне важно установить причину возникших симптомов и, если причина имеет органический характер, постараться ее устранить наиболее быстро и эффективно при помощи врача. Однако, как уже было сказано, иногда врачи не находят физических причин беспокоящих симптомов. И либо просто разводят руками, либо рекомендуют обращаться к психологу или психотерапевту.

 

Вот примерный список проблем, которые в некоторых случаях могут иметь психологическую природу:

 

 

  • головные боли, мигрени
  • боли в желудке (гастриты), проблемы с кишечником (поносы, запоры, несварения)
  • определеные проблемы с дыханием
  • тики, подергивания
  • мышечные спазмы и боли в животе, груди, тазовой области, конечностях
  • аллергии, некоторые кожные проблемы
  • некоторые гормональные проблемы, некоторые виды бесплодия
  • проблемы с потенцией, фригидность, вагинизм
  • ожирение или экстремально низкий вес (вызванные перееданием, булемией, анорексией)

 

 

Если диагноз ясен и причины симптомов поняты как психосоматические, это не значит, что можно махнуть на все рукой. Во-первых, болит-то по-настоящему. И симптомы портят существование, ограничивают Вас  или просто мешают наслаждаться жизнью. Во-вторых, боли психологического происхождения запускают в организме определенный механизм, который в будущем может привести к образованию психосоматических заболеваний, сопровождающихся настоящими соматическими симптомами (как, например, гастрит, вызванный психологическими причинами, может перерасти во вполне органическую язву).

 

Психолог или психотерапевт  помогает найти причины, которые привели к образованию беспокоящих физических проявлений, и разобраться с ними. Причины, приводящие к возникновению психосоматических реакций, можно сгруппировать в несколько основных групп (воспользуемся классификацией психолога Лесли ЛеКрона):

 

1. Конфликт

 

Иногда это может быть конфликт с определенным человеком. Но чаще к образованию психосоматического симптома приводит внутренний конфликт между различными частями личности. Обычно одна из этих частей осознана, а другая скрыта в бессознательном. Борьба между двумя противоположными желаниями или тенденциями отнимает очень много энергии. Она может приводить к условной победе одной из частей. Но тогда вторая часть начинает "партизанскую войну", признаком которой и могут стать психосоматические симптомы.

 

Пример:

Ирина уехала из родного города, поступила в Университет в столице. Последние годы дома она страдала от легкой формы аллергии, но в Москве аллергия ее не беспокоила. Когда на летние каникулы к ней в гости приехала мама, симптомы аллергии опять появились. Возможно в этот момент в Москве что-то зацвело? На следующий год ситуация повторилась (опять злополучные цветы?). Подозрение о психосоматической природе этой аллергии появилось в момент, когда мама снова приехала, но, на этот раз в ноябре. И снова появилась аллергия. Мама уехала, а аллергия не прекратилась. Ирина обратилась сначала к аллергологу, а потом (когда причина аллергии не была найдена) к психологу.

 

В процессе психотерапии выявляются две противоположные тенденции. В данном примере это, с одной стороны, желание увидеть маму и пообщаться с ней, а также быть хорошей дочерью, а, с другой стороны, подавленное раздражение и злость, накопленная Ириной в конфликтных отношениях со своей мамой. На уровне сознания присутствовала лишь первая часть - внешне хорошие отношения. Вторая не осознавалась, выражаясь лишь в аллергических реакциях дома и во время приездов матери в Москву.

 

Задача психотерапии - сделать обе части осознанными и, далее, дать возможность этому конфликту разрешиться. Не будет конфликта - не будет симптома.

 

2. Язык тела

 

В нашей речи достаточно обыденны фразы, в которых используются обороты, связанные с телом. Ими мы образно описываем ситуации, в которых находимся.

 

Примеры: "он сел мне на шею", "она у меня в печенках сидит", "они не дают мне свободно вздохнуть", "это одна сплошная головная боль", "я его не перевариваю", "из-за этого у меня сердце не на месте", "у меня связаны руки", "сейчас я не могу идти вперед"...

 

В некоторых ситуациях мы сталкиваемся с тем, что наше тело физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено одной из подобных фраз: болит определенный орган, сложно дышать, возникают мигрени, нарушается работа желудочно-кишечного тракта... В процессе психотерапии мы "переводим" язык тела на язык эмоций и ищем более эффективный (чем образование физического симптома) способ для разрешение ситуации, которая эти эмоции вызывает.

 

3. Мотивация

 

Другое название - "условная выгода".

 

К этой категории относятся такого рода проблемы со здоровьем, которые приносят определенную условную выгоду их обладателю. Надо понимать, что образование симптома происходит на бессознательном уровне, это не обман и не симуляция. Симптом реален. Но он "обслуживает" какую-то определенную цель.

 

Пример:

Саша - ученик пятого класса. Завтра у него ответственная контрольная по математике. Он весь вечер готовился, но все-таки совсем не уверен, что напишет контрольную хорошо. На утро у него поднимается высокая температура, хотя никаких других симптомов нет. Мама решает оставить его дома. К вечеру температура проходит и на следующий день Саша идет в школу, по "счастливой случайности" избежав контрольной.

 

Когда симптомы, образовавшиеся вследствие такого механизма, сохраняются долгое время, они начинают существенно ограничивать жизнь человека. Но это уже происходит во всех областях жизни, а не только в той, ради избегания которой симптом возник. Поскольку он возникает совершенно бессознательно и причиняет совершенно реальные страдания, человек оказывается в своеобразной ловушке своего услужливого подсознания. Выход из этого состояния - определение мотивации для возникновения такого симптома.

 

4. Опыт прошлого

 

Иногда причиной болезни становится травматический опыт прошлого, чаще - тяжелый детский опыт. Это может быть какой-либо эпизод, либо длительное воздействие, которое, хоть и произошло давно, но продолжает аффективно влиять на человека в настоящем. Этот опыт как бы отпечатывается в теле. И ждет, когда найдется способ его переработать.

 

Пример:

За психотерапией обращается Олег, он испытывает боль в спине. У Олега отличная семья, хорошая работа. Сегодняшнюю жизнь омрачает лишь одно - больная спина. Обследования врачей не приносят результата - здоровый позвоночник, нормальный мышечный корсет... А спина болит. В ходе работы, хоть и не сразу, выясняется, что в детстве он подвергся серьезному насилию. Он оправился физически и очень старался забыть тот кошмар. Но тогда он так и не смог пережить этот опыт на эмоциональном уровне, все болезненные чувства по этому поводу остались как-будто изолированными от остальной жизни, как бы изъяты из нее. И вот теперь, когда в его жизни все наладилось, и он сам теперь взрослый, сильный человек, этот детский опыт неожиданно потребовал отдать ему дань...

 

Это такой случай, в котором "и помнить невозможно, и забыть не получается". В ходе психотерапии тут стоит две задачи: определить этот травмировавший опыт и суметь пережить и переработать его эмоционально, используя ресурсы повзрослевшего человека и помощь психотерапевта.

 

5. Идентификация

 

Симптом может образовываться вследствии идентификации  с человеком, имеющим подобный же симптом или заболевание. Как правило, это происходит при сильной эмоциональной привязанности к этому человеку.  Часто этот человек может умереть, умирает или уже умер. Есть страх его потерять или потеря фактически уже случилась.

 

Пример:

Виктор начал чувствовать боли в сердце после того, как его отец внезапно умер от инфаркта. Обследования у кардиологов не дали результата: органически все в порядке, отклонений в работе сердца не выявляется. Но сердце болит. В ходе работы с психологом становится ясно, что сердечная боль выражает тоску по отцу и помогает Виктору продолжать чувствовать внутреннюю связь с ним.

 

В работе с психологом в подобной ситуации необходимо определить источник идентификации и понять, какую роль выполняет боль. Важно, чтобы страдающий "заимствованным" симптомом человек укрепился в понимании себя, как отдельного субъекта, смог справиться с потерей (или страхом потери), и смог найти более здоровый путь сохранять связь с болеющим человеком или сохранять в памяти образ умершего.

 

6. Внушение

 

Иногда возникают своеобразные внушенные симптомы. Это происходит, когда идея о собственной болезни принимается человеком на бессознательном уровне автоматически, т.е. без критики. Вольно или невольно внушить симптом могут люди, обладающие большим авторитетом или случайно оказавшиеся рядом в момент особого эмоционального накала. Классическим примером является внушение ребенку симптома особо тревожными и мнительными родителями, постоянно подчеркивающими слабое здоровье своего отпрыска. Но вот и другой пример:

 

Пример:

Элеонора интересовалась экстрасенсорикой, магией, оккультными науками. Когда она узнала, что в ее небольшой город через два месяца приедет широко известный в узких кругах народный целитель, она воспользовалась эксклюзивной возможностью записаться к нему на весьма дорогую индивидуальную встречу. Два месяца пролетели в ожидании чуда. И вот наконец случилось, Элеонора с трепетом внимает словам целителя, который "просвечивает" ее организм. Он говорит о том, что у нее слабая поджелудочная железа, и она может о себе дать знать в любой момент. О, как целитель оказался прав! На следующий же день в боку у Элеоноры что-то закололо - именно там, где по ее представлениям находится поджелудочная железа.

 

В таком случае может помочь понимание, каким образом и в результате чьих слов образовался симптом.

 

7. Самонаказание

 

В некоторых случаях психосоматический симптом выполняет роль бессознательного самонаказания. Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, которая мучает человека. Самонаказание облегчает переживание вины, но может существенно осложнить жизнь.

 

Пример:

Однажды Оксана очень сильно разозлилась на своего трехлетнего сына: приехав от бабушки, он заявил, что больше маму не любит, и весь день отказывался выполнять ее просьбы, хулиганил, разбрасывал игрушки и еду, демонстративно ее игнорируя. В конце концов, чувствуя бессилие, раздражение на ребенка, обиду за себя и гнев на бабушку, после очередного хулиганства сына, она замахнулась на него и ударила рукой по стоящему рядом креслу. Через некоторое время начала неметь сначала кисть, а потом и вся рука, в итоге рука стала плохо слушаться хозяйку. Шло время, Оксана уже научилась делать домашние дела одной рукой, а улучшений не было. Поскольку Оксана предположила связь, между эпизодом со злостью на сына и онемением руки, она обратилась за консультацией к психологу.

 

Что в этом случае сможет сделать специалист? Помочь клиентке определить, что ее симптом является самонаказанием за желание ударить ребенка. Хотя на самом деле она сдержалась и не била сына, она наказывает себя за то, что у нее появилось желание ударить ребенка, за то, сколько злости она испытала в этот момент. Еще сюда добавилось чувство вины за то, что она отправила сына на выходные к свекрови, и вина по отношению к свекрови, на которую она также начала злиться после заявления ребенка о том, что у бабушки ему было лучше. Все эти чувства Оксана считала неприемлимыми для хорошей матери и невестки.

 

В случаях бессознательного самонаказания  большую помощь может оказать определение того, за что именно наказывает себя человек. Какая часть его вины действительно имела место быть и нанесен реальный урон окружающим, а какая является скорее сугубо психологической (вина за желания, чувства, мысли, фантазии).

 

Самонаказание может быть также глубинной причиной полученных травм: испытывая глубокое бессознательное чувство вины, человек, в ситуации грозящей ему опасности, не пытается ее инстинктивно избежать: он принимает как заслуженное наказание падающий сверху предмет, или прищемляющую ему руку дверь, или проезжающий слишком близко от него автомобиль...

 

 

Есть одна общая особенность большинства людей, склонных телесно реагировать на психологические проблемы. Они часто испытывают трудности в том, чтобы выражать словами свои чувства, ощущения, переживания. Им проще держать все в себе, чем поделиться с кем-то. Часто это связано с укладом семьи, где они выросли, и где не было принято говорить о своих чувствах. Не имея опыта выражения, таким людям бывает трудно внутри себя определить, какие именно чувства они испытывают, отделить одни чувства от других. И во взрослой жизни они не находят слов для того, чтобы выразить, что у них на душе. Тогда и начинает "говорить" тело...

 

 

* В качестве примеров в статье приведены типичные ситуации при обращении к психоаналитику.

 

 

 

 

Автор: Попова Наталия Михайловна

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

 
.
 Copyright © 2017. Психоаналитики в Санкт-Петербурге. Designed by LENINnovations.ru

Яндекс.Метрика