Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

Сахновская О.С. "Профессионализм и синдром профессионального выгорания".

 

 

Согласно исследованиям, социальные работники подвержены синдрому «эмоционального выгорания», определяемому в социальной психологии, как состояние физического, психического или эмоционального истощения в результате пролонгированного профессионального стресса.

 

Впервые на эту проблему обратили внимание американские ученые в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имевшие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, находились в контакте с клиентами, обращавшимися с разнообразными, часто тяжелыми проблемами. Несмотря на подготовку и подбор персонала, руководство сталкивалось с жалобами посетителей на невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса - «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена «эмоционального выгорания».

 

Термин - «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

 

Первое исследование по данной теме была опубликовано в 1976 г. К. Маслач, определившей «эмоциональное выгорание» как дезадаптированность к рабочему месту из-за большой рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Это состояние характеризуется чрезмерной тратой психической энергии, психосоматической усталостью и эмоциональным истощением и, как следствие, повышенной раздражительностью, снижением самооценки, расстройством сна и, иногда, соматическими реакциями. В 1981 г. К. Маслач уточнила свое описание, определив этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане – снижение или утрату профессионализма.

 

В настоящее время выделяют до 100 симптомов, так или иначе связанных с «выгоранием». Б. Пелман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», называют три главных компонента: а) эмоциональное истощение, проявляющееся в ощущении перенапряжения, в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; б) деперсонализацию, представляющую собой изменение самосознания с ощущением потери своего Я и мучительным переживанием отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения и в работу и в) снижение рабочей продуктивности, проявляющееся в безразличии к работе, негативном отношении к своей деятельности и к себе, как к личности.

 

Некоторые авторы (например, Махер, Кондо) склонны относить синдром «эмоционального выгорания» к разновидности стресса. Другие исследователи рассматривают его, как результат влияния различных стрессогенных факторов (Маслач, Абрумова, Бойко). Однако все они сходятся во мнении, что эффекты, возникающие под влиянием стресса аналогичны эффектам «выгорания». Несмотря на схожесть, их все же не следует отождествлять. Синдром «эмоционального выгорания», видимо, является не разновидностью стресса, а следствием влияния комплекса стрессовых факторов. Его связывают так же с неправильной организацией труда, особенностями личности, психологической атмосферой на работе, более молодым (до 45 лет) возрастом.
В работах гуманистических психологов преобладает другой  подход к рассмотрению этой проблемы. Они полагают, что в определенных случаях, профессиональное выгорание является следствием особенностей помогающих профессий.

 

Второе понятие, которое нам нужно определить: это понятие - «помогающие профессии». «Под этим термином - пишет К.Роджерс -  я понимаю отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой в личном росте, развитии, налаживании жизнедеятельности, обретении зрелости, в умении ладить с другими». «…очевидно (продолжает Рождерс), что такое определение охватывает широкий спектр отношений, способствующих развитию. Это определение включает почти все отношения "консультант-клиент" независимо от того, говорим ли мы о консультировании в образовании, профконсультировании или консультировании по вопросам личных проблем».

 

Последуем дальше за размышлениями автора. Каковы свойства тех отношений, которые действительно помогают, а что может помешать им стать таковыми, невзирая на энтузиазм терапевта? Исходя из имеющихся исследований, Роджерс утверждает, что одним из необходимых условий успеха в достижении целей в помогающих профессиях является уважение индивидуальности другого и своей собственной. Пациенты, получавшие помощь в разных видах терапии, сообщали  об аналогичных изменениях в себе. Они объясняли произошедшие изменения в соответствии с ориентацией терапевта, но сходным образом определяли то, что в отношениях с врачом помогало им: доверие, которое они чувствовали к терапевту, понимание их врачом, чувство самостоятельности в выборе и решениях и, особенно, возможность открыто говорить о тех чувствах, к пониманию которых они были близки, но не могли продвинуться дальше самостоятельно.

Согласно исследованиям Ф.Фидлера, опытные успешные терапевты различной ориентации имеют сходные отношения со своими клиентами. Они способны понимать смысл поведения клиента и его чувства, проявлять искренний интерес, но без эмоциональной сверхвовлеченности. Наиболее важным оказывается желание понять пациента. Если у терапевта преобладают нарцистические желания в отношении пациента, то любые агрессивные (или кажущиеся таковыми) проявления со стороны пациента будут вызывать напряжение.

Причина стресса, получаемого психотерапевтом от работы, может крыться в неудовлетворенности собой и качеством своей работы. Если это начинающий терапевт, то динамика его профессионального роста приведет к уменьшению  стресса, если цели преследуемые терапевтом выходят за рамки профессиональных (различной природы излишняя вовлеченность во взаимодействие с пациентом),  то время не станет лекарем.

 

Что бы сформировать помогающие отношения с другим человеком, пишет Роджерс, нужно быть достаточно сильным человеком, позволяющим себе быть отличным от другого, не быть подавленным его депрессией, испуганным его страхом, поглощенным его зависимостью и любовью и не быть поглощенным зависимостью от него.

 

Р. Фарсеном были проведены исследования, показавшие, что некомпетентный консультант предпочитает работать с податливыми клиентами, стремящимися копировать его, тогда как  более компетентный может взаимодействовать с клиентом, не мешая свободному развитию отличной от него личности.

 

Для того, что бы понять как проблема профессионального выгорания выглядит в среде психоаналитических психотерапевтов, работающих в этой области достаточно долго, определим еще одно понятие – профессионализм.

 

Профессионализм — особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствоваться.

 

Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство (качество) – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности. Профессионализм, рассматриваемый как процесс (закономерное, последовательное изменение) имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

 

а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, и результативность его деятельности не высока;

б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты;

в) стадию суперпрофессионализма или мастерства, соответствующую вершине профессиональных достижений;

г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», а может быть советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

 

Процесс профессионализации, как правило, характеризуется немонотонностью смены фаз.

 

Необходимо упомянуть работы И.Ю. Хамитовой, описавшей особенности профессионального становления в психотерапии и психологическом консультировании. Она показывает, что для обретения профессиональной идентичности требуются годы, стадия же профессиональной зрелости достигается не во всех случаях.

 

Критерии, на основании которых можно судить об уровне профессионализма, могут быть внешними и внутренними. В первую группу (внешних) критериев профессионализма (согласно Ю.П. Поваренкову),  входят показатели результативности деятельности по количеству и качество труда - профессиональная продуктивность;

 

Вторая оценивает профессиональную идентичность, значимость для человека профессии и профессиональной деятельности, как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала, на основе субъективных показателей, таких как удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Профессиональная идентичность требует принятия человеком системы ценностей и правил поведения принятых в профессиональном сообществе. В определенных случаях  отсутствия профессиональной идентичности говорят о профессиональном маргинализме - внешней формальной причастности к профессии, но действию под влиянием иных мотивов или целей). И третий - критерий профессиональной зрелости, предложенный Д.Сьюпером, характеризующий умение соотносить свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями. Сюда входит профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и стрессоустойчивость и др.

 

Для того, что бы характеризовать ситуацию с «профессиональным выгоранием» в среде психоаналитически ориентированных психотерапевтов, было проделано следующее исследование: каждому участнику исследования был предложен опросник, составленный на основании вышеприведенных рассуждений, по оценке своего профессионального уровня (от – 5 до + 5). Для объективизации данных, такой же опросник заполнялся коллегами. В статистическую обработку  включались данные испытуемых, чьи результаты по этому опроснику, как со стороны самого участника, так и отзывающихся о его работе были не ниже определенного значения (+16). Основная анкета являлась адаптированным вариантом  «методики диагностики профессионального выгорания» П.И. Ильина. Анкета заполнялась в трех вариантах: относительно времени начала работы, сегодняшнего состояния, и ситуации стресса любого происхождения. Анкета, как и опросник,  имела анонимный характер.

 

Всего в исследовании приняло участие 18 человек, имеющих значительный опыт работы (минимально 8 лет, максимально 20 лет, в среднем 13) в статистику вошли данные 15 участников. Результаты обрабатывались непараметрическим критерием Вилкоксона – Манна - Уитни.

 

Методика разделяет результаты по группам: напряжение, резистенция и истощение, состоящие из 4 симптомов каждая (всего 12).* Мы будем рассматривать их интегральные суммы по степени развития стресса.  Рассмотрим четыре графика: первый фаза напряжения – первый столбец соответствует блоку вопросов о начале профессионального становления, второй о пребывании в стрессовой ситуации и третий относится к настоящему времени. Второй график – фаза резистенции, третий – истощения и четвертый – общий для всех вопросов анкеты для трех ее вариантов (начало, стресс и сегодняшний день).

 

Статистически значимыми являются отличия результатов в стрессовой ситуации от сегодняшних для всех диаграмм и для второй, третьей и четвертой от начала работы.  Начало работы так же является стрессом. Анализ данных, не включенных в статистическую обработку, выявил интересную тенденцию: показатели, относящиеся к стрессовой ситуации превысили средний уровень в три раза, а остальные в два раза.

 

*Напряжение 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: 2. Удовлетворенность собой: 3. «Загнанность в клетку»: 4. Тревога и депрессия:«Резистенция»1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 2. Эмоционально-нравственная дезориентация: 3. Расширение сферы экономии эмоций: 4. Редукция профессиональных обязанностей: «Истощение»1. Эмоциональный дефицит: 2. Эмоциональная отстраненность: 3. Личностная отстраненность (деперсонализация): 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения.

 

По результатам исследования можно сделать вывод, что синдром профессионального выгорания у профессионально работающих людей отсутствует. Однако, они могут показывать сходные, обратимые результаты под воздействием стрессов, что соответствует литературным данным и субьективным представлениям участников исследования.

 
.
 Copyright © 2017. Психоаналитики в Санкт-Петербурге. Designed by LENINnovations.ru

Яндекс.Метрика