Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

Словарь терминов У.Биона

У.Бион
Альфа-элементы, бета-элементы.

 

В ходе успешного действия альфа-функции формируются альфа-элементы; эти элементы запоминаются и становятся необходимым условием возникновения мыслей сновидения. Если альфа-функция нарушена, и потому недейственна, осознаваемые пациентом чувственные впечатления и переживаемые им эмоции остаются неизменными (это) бета-элементы. В отличие от альфа-элементов, бета-элементы воспринимаются не как явления, а как вещи-в-себе.

Бета-элементы невозможно использовать в мыслях сновидений, но они проходят для проективной идентификации. Они играют решающую роль при отыгрывании.Они являются объектами, которые можно отторгнуть или использовать в мышлении, оперирующем тем, что ощущается как вещь-в-себе: слова или идеи заменяются манипуляцией (20).

Бета-элементы запоминаются, но иначе, чем альфа-элементы: как неусвоенные факты они занимают не так много памяти, по сравнению с альфа-элементами, усвоение которых происходит посредством альфа-функции, что делает их доступными для мышления. Важно различать воспоминания и неусвоенные факты - бета-элементы.

Если пациент не может преобразовать свой эмоциональный опыт в альфа-элементы, то он не может грезить. Альфа-функция преобразует усвоенные восприятия в альфа-элементы, которые похожи (а на деле могут быть идентичны) на зрительные образы, знакомые по сновидениям, т.е. в те элементы, которые Фрейд рассматривал как производные от их латентного содержания при интерпретации аналитиком (21).

Чтобы опыт был усвоен, альфа-функция должна применяться в процессе осознания эмоционального опыта; альфа-элементы продуцируются на основе восприятия опыта; в результате они запоминаются и становятся доступными для мыслей сновидения, а также для бессознательный мыслей в состоянии бодрствования.

Если имеют место только бета-элементы, которые не могут стать бессознательными, то невозможны ни вытеснение, ни подавление, ни обучение. Создается впечатление, что пациент не способен устанавливать различия. Он не может не замечать все отдельные чувственные стимулы: однако такая гиперчувствительность еще не означает контакта с реальностью (22).

Стремление избежать переживаний контакта с живыми объектами путем разрушения альфа-функции приводит к тому, что личность оказывается способна строить взаимоотношения лишь с такими аспектами себя, которые имеют сходство с автоматом. Какая бы активность не заменяла собой мышление, в своем распоряжении она имеет лишь бета-элементы. Бета-элементы годятся только для разрядки (возможно, посредством проективной идентификации). Бета-элементы задействуются процессом разрядки (похожим на мускульные движения, изменения выражения лица и пр.) – тем самым процессом, который, по Фрейду, освобождает личность от накопившегося напряжения и позволяет не производить изменений в окружении; мускульное движение (например, улыбка) должно иметь другое толкование, нежели улыбка психотической личности. Явления, возникающие в анализе, не соответствуют описанному Фрейдом механизму разрядки напряжения, когда ведущую роль играет принцип удовольствия. Это описание относится к личности, которая в определенной мере является нормальной; личность, которую же описываю я (Бион), - в высшей степени ненормальна. Когда ведущую роль играет принцип реальности, а не принцип удовольствия, освобождение личности от добавочного напряжения происходит путем изгнания нежелательныхбета-элементов. Улыбку или какие-то высказываемые слова необходимо толковать как освобождающее мускульное движение, а не как передачу чувств. (28)

Во-первых, пациент, который рассматривается в этой теории, не четко выражает свои мысли; он совершенно искренне демонстрирует неспособность понимать собственное психическое состояние, даже, когда ему на него указывают. Использование им слов гораздо ближе не речи, а действию, направленному на «облегчение психики от добавочного раздражения». Во-вторых, он не способен манипулировать аналитиком так, как это делает невротик. Бета-элементам присуща своя логика.

Альфа-элементы включают в себя зрительные образы, слуховые паттерны, обонятельные паттерны, а также все, что подходит для использования в мышлении сновидения, бессознательном мышлении в состоянии бодрствования, в снах, в контактном барьере и памяти. В клинике странный объект с присущими ему свойствами Супер-Эго лучше всего подходит в качестве обозначения реализации, соответствующей понятию бета-элемент. Однако понятие бета-элемент включает только чувственные впечатления – одно из них как бы является частью переживающей его личности, а другое является как бы той вещью-в -себе, которой оно соответствует (40).

 

α-функция

 

«Функция» - это обозначение психической активности, которая присуща набору факторов, действующих согласованно. (16)

Есть важная функция, позволяющая проиллюстрировать то, чему служит предлагаемая теория функций. Я называю эту функцию альфа-функцией, тем самым давая себе возможность говорить о ней без каких-либо ограничений (которые имели бы место, используй я более содержательный термин) со стороны ассоциаций, скрывающих смысл. (16)

Свобода, подразумеваемая при использовании термина альфа-функция, и концентрирование точности выражения и применения во всем, что имеет отношение к факторам, придает гибкость структуре, не причиняя ей ущерба. (16)

Термин альфа-функция намеренно лишен смысла…. Поскольку данный бессодержательный термин призван служить психоаналитическому исследованию как переменная величина математику, то само неизвестное, которое может быть наделено смыслом лишь в ходе его использования, поможет определить, в чем же состоит этот смысл. (17)

Альфа-функция воздействует на осознаваемые пациентом чувственные впечатления и эмоции, чем бы они ни являлись. В ходе успешного действия альфа-функции формируются альфа-элементы;…

Если альфа-функция нарушена, и потому недейственная, осознаваемые пациентом чувственные впечатления и переживаемые им эмоции остаются неизменными. (20)

 

Альфа-элементами, усвоение которых происходит посредством альфа-функции, что делает их доступными для мышления.

 

Альфа-функция преобразует усвоенные восприятия в альфа-элементы, которые похожи ( а на деле могут быть идентичны) на зрительные образы, знакомые нам по сновидениям, т.е. в те элементы, которые Фрейд рассматривал как производные от их латентного содержания при интерпретации аналитиком. Фрейд показал, что одной из функций сновидения является сохранение сна. Крушение альфа-функции приводит к тому, что пациент не может видеть сны и поэтому не может спать. Так как альфа-функция делает чувственное восприятие эмоционального опыта доступным для сознания и сновидческого мышления, то пациент, который не способен видеть сны, не может ни заснуть, ни проснуться. (21)

Более общая теоретическая формулировка состоит в следующем: чтобы опыт был усвоен, альфа-функция должна применяться в процессе осознания эмоционального опыта….

Обретение ребенком такого эмоционального опыта, как обучение ходьбе, возможно благодаря действию альфа-функции, сохраняющей этот опыт…. Альфа-функция необходима для сознательного рассуждения и аргументации, а также для перевода процесса раздумий в бессознательное, когда необходимо разгрузить сознание от мыслей в ходе обретения навыка. (22)

Альфа-функция человека во сне ли или наяву – преобразует связанные с эмоциональным опытом чувственные восприятия в альфа-элементы, которые объединяются и действуют совместно, принимая форму контактного барьера (31)

Необходимо отметить, что альфа-функция можно рассматривать как структуру или часть психического аппарата, создающую контактный барьер. (40)

…мечтание является фактором альфа-функции. … Термин мечтание может быть использован в любом занчении. Я бы хотел закрепить его исключительно за таким значением, которое наполнено любовью или ненавистью. Используемое в этом узком смысле понятие мечтание обозначает такое состояние психики, которое открыто для получения любых «объектов» от любимого объекта и поэтому способно к восприятию проективных идентификаций младенца вне зависимости от того ощущаются они младенцем как хорошие или как плохие. (51)

Чтобы эффективно применять альфа-функцию, необходимо иметь возможность рассматривать ее как константу, значение которой неизвестно. Она обладает гибкостью, и гибкость эта возникает вследствие использования переменных в качестве факторов, которые могут заменяться, теориями и понятиями, имеющими определенную (фиксированную) ценность. Значения, присвоенные переменным (факторам), должны являться подлинными константами, и если уж их величина зафиксирована, то значение альфа-функции зафиксировано тоже. На практике даже приближение к точности возможно только в случае, если фактор будет ясно описан или ( в случае теории) корректно цитирован. (53)

Альфа-функция играет ведущую роль в преобразовании эмоционального опыта в альфа-элементы, поскольку чувство реальности важно для индивидуума так же, как пища, питье, воздух и выделение переработанных продуктов. (57)

Чтобы гарантировать соотвествие термина альфа-функции как имени ( хотя и промежуточного) реализации, следует различать понятие альфа-функции и реализацию, которая кажется достаточно точно аппроксимируется теорией, где это понятие используется.

Необходимо ( в целях аналитического исследования) предположить, что происхождение всех абстракций должно быть фактором альфа-функции. Такую гипотезу можно сравнить с тем, что нарушения альфа-функции ассоциируются с преобладанием бета-элементов, которые конкретны настолько, что некоторые пациенты используют слово не как имя вещи, а как вещь-в-себе….. (73)

 

Альфа-функция представляет собой нечто, что существует при согласованном действии некоторых факторов. Предполагается, что такого рода факторы, способные действовать совместно, существуют; в противном случае, если по каким-то причинам действовать совместно факторы не могут, то есть если факторы не обладают альфа-функцией, тогда личность оказывается неспособной продуцировать альфа-элементы и поэтому неспособна к мыслям сновидения, не может иметь сознательное и бессознательное, не способна к вытеснению и научению через опыт. (74)

 

 

До-представление (Пре-концепция).

 

 

Этот термин отражает состояние ожидания. Терминаналогичен переменной в математической логике или неизвестной в математике.Он обладает свойством, которое Кант приписывал чистому сознанию, в томсмысле, что до-представление можно мыслить, но не знать. (112).Форма взаимоотношений между матерью и младенцем, описанная Мелани Кляйнкак проективная идентификация, интернализуется, образуя аппарат длярегулирования до-представления и чувственных данных, связанных ссоответствующей реализацией. Этот аппарат представляет собой модель:соединение до-представления с чувственными впечатлениями приводит квозникновению представления. Эта модель в свою очередь представляется как♀♂.Повторяющееся соединение до-представления и чувственных данных приводит ксопутствующей абстракции и способствует развитию ♂ и ♀. Иными словами,способность воспринимать чувственные впечатления развивается наряду соспособностью осознавать чувственные данные. (113)Пре-концепция....Это такое состояние, в котором сознание готово к восприятиюопределенного ряда явлений. Ранним его проявлением может быть ожиданиемладенцем груди. Соединение пре-концепции и реализации порождаетконцепцию. (35*)Могу сказать, что в сфере эмоций ситуация в общих чертах напоминаетотношения между преконцепцией и концепцией.Если интерпретации предвосхищают развитие эмоций, выявляя их предвестники,то из этого следует, что сексуальные и другие чувства нельзя рассматривать вкачестве элементов. Аналогом преконцепции в этом случае является предчувствие( premonition). Непосредственно наблюдаемые эмоциональные состояния важнытолько как предчувствия.Я определил пре-концепцию как элемент, присущий индивидууму и , возможно,неосознаваемый; то же верно и для пред-чувствия.Чтобы не путаться в использовании термина преконцепция (который следуетотличать от научной дедуктивной системы) и говорить об аналитической теориикак о преконцепции аналитика, я буду использовать термин пре-концепция, чтобыотличать его от преконцепции. Пре-концепция, помещенная мною в строку Dтаблицы, - это термин, обозначающий стадию развития мышления; преконцепция,в смысле теоретических преконцепций аналитика, обозначает способиспользования теории и в силу этого относится к столбцам 3 и 4. (84*).Различение пре-концепции и пред-чувствия облегчает создание системы дляобдумывания аналитической практики;

 

Мышление


"Мысли предшествуют мышлению" (46*)
" Удобно считать, что мышление зависит от успешного функционирования двух главных психических образований. Первое из них - образование мыслей. Они требуют аппарата совладания с ними. Второе - это образование такого аппарата, который я условно буду называть мышлением. Повторю: мышление возникает для того, чтобы справляться с мыслями.

Очевидно, здесь заключено отличие от всякой теории мысли как продукта мышления, поскольку я утверждаю, что мышление - это образование, вызванное в психике давлением мыслей, и никак иначе. Психопатологические образования можно связывать либо с одной из этих фаз". (169**)

"Есть основания предполагать, что примитивное "мышление" в ходе развития мысли должно отличаться от мышления, необходимого для использования мыслей. Мышление, задействуемое в ходе развития мыслей, отличается от мышления, использующего мысли, завершившие свое развитие. В основе последнего типа мышления лежит механизм PS<-->D, рассматриваемый в главе 9. Когда реальность, психическая или внешняя, вынуждает использовать мыли, примитивные механизмы должны обладать точностью, достаточной для выживания. Поэтому, наряду с той ролью, которую играют инстинкты жизни и смерти, мы должны рассматривать также разум, который в своей зачаточной форме и во власти принципа удовольствия является рабом страстей, но заставляет предполагать у него наличие функции, позволяющей ему стать господином страстей и основоположником логики. Поиск удовлетворения несовместимых желаний будет вызывать фрустрацию. Успешное преодоление фрустрации предполагает разумное поведение и выражение "диктат разума" может олицетворять примитивную эмоциональную реакцию на функцию, призванную удовлетворять, а не фрустрировать. Аксиомы логики, таким образом, уходят своими корнями в переживание неудачи разума в выполнении им своей первичной функции удовлетворять страсти, равно как и существование могучего разума может быть проявлением свойства данной функции отражать атаки фрустрированных и возмущенных "хозяев". Эти соображения должны учитываться, поскольку доминирование принципа реальности стимулирует развитие мысли и мышления, разума и осознания психической и окружающей реальности. (46-47*)

"В другом месте (см."Научение через опыт переживания") я говорил, что пациенты, страдающими нарушениями мышления, кажутся обязанными своей патологией отчасти нарушениями формирования мыслей, представленных в таблице бэта-элементами, отчасти - нарушениям развития аппарата переработки мыслей. Легко сказать, что с мыслями обычно делают - их думают, но гораздо сложнее решить вопрос о том, что данное утверждение означает фактически. На деле же оно становится более многозначным при противопоставлении его тому, что делает с мыслями, вместо того, чтобы думать их, психотическая личность, и понятно, какого рода дисциплину и преодоление каких препятствий предполагает логическое мышление. Я не буду рассматривать те способы, к которым прибегает логическое мышление, отчасти потому, что я уже включил их как факторы в I-функцию; отчасти же - потому, что опыт работы с расстройством мышления показывает, что значение этих способов состоит главным образом в их прояснении.

Вначале я представлю теорию в виде следующей модели. Младенец, страдающий от внезапных приступов голода и страха смерти, терзаемый чувством вины и тревогой и снедаемый жадностью, испытывает замешательство и плачет. Мать берет его на руки, кормит и утешает, и в конце концов младенец засыпает.
Преобразуя модель так, чтобы представить чувства младенца, мы приходим к следующему варианту. Младенец, наполненный испражнениями, мочой, обуреваемый приступами чувства вины, страха внезапной смерти, жадности и низости, изгоняет эти плохие объекты в отсутствующую грудь. Таким образом, хороший объект превращает не-грудь (рот) в грудь, испражнения и мочу - в молоко, страх внезапной смерти и тревогу - в жизнеспособность и доверие, жадность и низость - в чувство любви и великодушия. Младенец "всасывает", принимая обратно, эти плохие качества, которые теперь преобразованы в хорошие. В качестве абстрактного понятия в этой модели я ввожу понятие аппарата, перерабатывающего эти примитивные категории I, который состоит из контейнера (♀) и контейнируемого (♂). Этот механизм рассматривается в теории проективной идентификации, в рамках которой Мелани Кляйн формулировала свои открытия, связанные с ментальной жизнью младенца. Я предлагаю обозначить аппарат мышления символом (♀и♂). Материалом, из которого, так сказать, строится этот аппарат, является I. Материал, с которым этот аппарат, как предполагается, будет иметь дело, - это I. I развивает способность каждого своего аспекта брать на себя функцию ♂ или ♀ по отношению к любому другому аспекту ♀ или ♂. Мы должны теперь рассмотреть I в ее♀ - ♂ действии, то есть. в том действии, которое производит мышление, понимаемое обычным образом. С точки зрения содержания, мышление зависит от успешной интроекции хорошей груди, которая обычно отвечает на работу альфа-функции. От этой интроекции зависит способность любой части I быть ♂для ♀ любой другой ее части." (41-43*)

 

 

Избранный факт

 

Пуанкаре следующим образом описывает процесс создания математической формулы:
«Если новый результат действительно имеет какое-либо значение, то он должен объединять давно известные элементы (хотя пока и разрозненные и, по-видимому, чуждые друг другу) и внезапно наводить порядок там, где внешне господствовал беспорядок. Тогда это дает нам возможность легко найти каждый из этих элементов в том месте, которое он занимает в целом. Важным является не только новый факт, значимый сам по себе, но и то, что он один придает смысл объединяемым старым фактам. Наше сознание хрупко, как и наши чувства… подобно близорукому человеку, оно может видеть лишь детали… Единственно достойными нашего внимания являются только те факты, которые создают порядок в этой путанице и таким образом делают ее доступной для нас».
Это описание имеет сходство с психоаналитической теорией параноидно-шизоидной и депрессивной позиций, описанной миссис Кляйн. Я воспользовался термином «избранный факт» при описании того, что психоаналитик переживает в процессе синтеза. Имя элемента используется для уточнения избранного факта, то есть наименования того элемента реализации, который возникает и связывает вместе прежде несвязанные элементы. Репрезентации избранных фактов могут рассматриваться тогда как единообразно связанные, если можно найти соответствующую репрезентацию нескольких избранных фактов. Избранные факты вместе с избранным фактом, согласующим несколько избранных фактов, происходят из психоаналитического объекта или серий таких объектов, но не могут быть формально представлены в соответствии с принципами, управляющими научной дедуктивной системой. Прежде , чем такую систему можно будет создать, избранные факты должны претерпеть сознательные рациональные изменения. …Избранный факт – это обозначение эмоционального опыта, эмоционального переживания чувства, связанного с обнаружением согласованности; поэтому избранные факты имеют лишь эпистемологическое значение и отношения между ними не должны рассматриваться как логические.

В качестве модели некоторого будущего переживания может использоваться любой пережитый опыт. Этот аспект научения через опыт переживания может быть отнесен (или даже приравнен) к той функции, которой Фрейд наделял внимание, когда говорил, что внимание должно «периодически обследовать внешний мир для того, чтобы данные его наперед были известны, если появится неотвратимая внутренняя потребность». Модель необходима потому, что она обеспечивает доступ к известным данным, когда в них возникает неотвратимая внутренняя или внешняя потребность. Модель выкристаллизовывается из избранного факта. Согласованность элементов отождествляемой с реализацией модели ощущается затем как присущая элементам реализации. (92-94*)

Контейнер и контейнируемое

 

Мелани Кляйн описала такой связанный с модификацией инфантильных страхов аспект, как проективная идентификация; младенец проецирует часть своего психического, а именно – плохие чувства, на хорошую грудь. После этого, по мере протекания процесса, они удаляются и ре-интроецируются. За время своего пребывания в хорошей груди эти плохие объекты переживаются, преобразуются и ре-интроецируются, но уже как объекты, переносимые для психики младенца.

Из описанной выше теории я вывожу (абстрагирую) во-первых, идею контейнера, в которую проецируется объект, и, во-вторых, объект, который может быть спроецирован в контейнер; последний я должен обозначить термином контейнируемое. … Контейнер и контейнируемое восприимчивы к установлению связей и наполнению эмоциями. Так связывание, или наполнение, или оба процесса вместе приводят к изменению, обычно описываемому как развитие. Принятие эмоции как общей или отрицание ее уменьшает жизненность, то есть сближает с неживыми объектами. Контейнер и контейнируемое это модели абстрактной репрезентации психоаналитической реализации. … Я буду использовать символ ♀для абстракции, представляющей контейнер, и♂ - для контейнируемого. 
Самое раннее и наиболее примитивное проявление К можно наблюдать во взаимоотношениях между матерью и младенцем. В рамках взаимодействия частичных объектов их можно описать как взаимоотношения между ртом и грудью. Используя абстрактные термины, - это взаимоотношения между ♀и♂. (111-112).

Связанные друг с другом ♀♂ приносят пользу друг другу пользу и не причиняют вреда….Мать извлекает пользу и достигает психического роста на основе переживаемого опыта: младенец тоже извлекает пользу и достигает роста.

Активность, описанная мною здесь как общая для двух индивидуумов, интроецируется младенцем так, что аппарат ♀♂ становится у младенца частью аппарата альфа-функции. Модель подкрепляется идеей о том, что младенец, засовывающий вещь себе в рот, таким образом исследует ее. То, что посредством разговора первоначально делала мать (возможно, рудиментарная функция обозначения), замещается собственной речью младенца. 
Используя…это в качестве модели, из которой выводится теория для представления реализации развития мыслей, я предлагаю следующие термины: а) До-представление. Этот термин отражает состояние ожидания. ..до-представление можно мыслить, но не знать.

Представление – это то, что возникает, когда до-представление соединяется с соответствующими чувственными впечатлениями… Абстракция на основе взаимоотношения до-представления и чувственных впечатлений является ♀для (НЕ ♂ для♀).

Подведем итог. Форма взаимоотношений между матерью и младенцем, описанная Мелани Кляйн как проективная идентификация, интернализуется, образуя аппарат для регулирования до-представления и чувственных данных, связанных с соответствующей реализацией. Этот аппарат представляет собой модель: соединение до-представления с чувственными впечатлениями приводит к возникновению представления. Эта модель в свою очередь представляется как ♀♂.

 

Абстракция и реализация

 

Теория функций облегчает установление соответствия между реализацией и дедуктивной системой. (16).

Термин «реализация» используется в том смысле, который подразумевается, когда говорят, что трехмерная геометрия Эвклида имеет структуру обычного пространства как одна из его реализаций. (121\99).

В активности К, рассмотрением которой я занимаюсь, а именно –в познании, я должен осознать свой эмоциональный опыт и быть способен вывести из него абстрактное утверждение, которое верно бы представляло бы этот опыт… Надежность представления связана с (1) предположением о том, что представление подкреплено здравым смыслом, и (2) что представляется не только эмоциональный опыт, из которого выводится утверждение, но также и другие реализации, неизвестные во время абстрагирования… Далее абстрагирование может рассматриваться как шаг к обнародованию, которое облегчает установление соответствия (корреляцию) путем сравнения представлений, полученных на основе нескольких различных реализаций, причем ни одна из них не является той, из которой первоначально было выведено утверждение.(66).

Когда кажется, что изгнание плохой груди приводит к ее появлению вовне, если изгнание удается (вероятно, посредством сосания реальной груди, а не респираторных или других средств), тогда последствия изгнания являются не столь болезненными. Это стимулирует взаимодействие принципа реальности с принципом удовольствия-неудовольствия. Можем проследить (1) процессы дифференциации репрезентации и соответствующей ей реализации – процессы, посредством которых вещь в себе становится отличной от идеи, или (2) последствия установления соответствия между насыщением и мышлением. Первый путь приводит непосредственно к обсуждению важности абстракции, которая в данном контексте может быть рассмотрена как аспект преобразования альфа-функций эмоционального опыта в альфа-элементы (78). ...Если имеет место хорошая грудь, сладкий объект, то именно в силу того, что он был изгнан, продуцирован; то же самое имеет место в случае плохой груди и т.д. Ситуацию нельзя рассматривать ни как объективную, ни как субъективную. Из этого следует, что сладкие, горькие, кислые объекты, сладость, горечь, кислота абстрагируются. После абстрагирования они вновь могут использоваться; абстрагирование может использоваться в тех ситуациях, когда реализация (но не та исходная реализация, из которой была сделана абстракция) аппроксимирует ее. Например, в эмоциональном опыте, связанном с грудью, младенец  ощущает существование не зависимого от него объекта, с которым связано удовлетворение его чувства голода; предполагая у младенца способность к абстракции, можно сказать, что младенец может выделить из всего переживания элемент, являющийся верой в существование объекта, способного удовлетворить его потребности. Конкретное утверждение может быть следующее: существует грудь, с которой может быть связано удовлетворение его голода; абстракцией этого может быть следующее: существует нечто, что может и действительно дает ему, когда он хочет, то, чего он хочет (78-79).

 

 

Элементы психоанализа

 

..те элементы, которые я ищу, должны быть относительно немногочисленны и быть пригодны (за счет различных комбинаций) для выражения почти всех теорий, необходимых практикующему психоаналитику.

Большинству аналитиков знакомо ощущение сходства между некоторым описанием особенностей конкретного клинического объекта и чрезвычайно хорошо соответствующим ему описанием некоторого другого клинического объекта. Кроме того, это же самое описание редко является адекватной репрезентацией даже тех реализаций, которым, как предполагалось, оно достаточно очевидно соответствует. Связь, которая фиксирует определенные элементы, является неотъемлемой частью значения, которое эти элементы в себе несут. Механизм, который кажется характерным для меланхолии, может являться типичным только для меланхолии, поскольку он фиксируется в определенной связи. Задача состоит в том, чтобы абстрагировать такие элементы путем выделения их из того соединения, в котором они зафиксированы, освобождение их от специфики, задаваемой им реализацией, которую они изначально призваны были представлять.

Чтобы соответствовать поставленным мною целям, элементы психоанализа должны обладать следующими свойствами:

  1. Должна существовать возможность представлять с их помощью реализацию, для описания которой они были введены.
  2. Должна существовать возможность объединять их с другими похожими элементами.
  3. При таком объединении они должны образовывать научную дедуктивную систему, пригодную для представления реализации, существование которой предполагается.

Вот первый элемент: ♀♂.  …Данный элемент – это то, что (хотя и менее точно) можно назвать существенной чертой концепции проективной идентификации Мелани Кляйн. Эта особенность характеризует элемент таким образом, что если она выражена слабо, то он теряет какое-либо отношение к проективной идентификации вообще; если же она выражена сильно, то ассоциации становятся слишком смутными и перестают быть полезными. Представленный элемент можно назвать динамическим отношением между контейнером и контейнируемым.

Второй элемент, который я представляю: PS↔D. Его можно рассматривать как приблизительное представление (а) взаимодействия между тем, что Мелани Кляйн описывала как параноидно-шизоидную и депрессивную позиции, и (б) взаимодействия, описанного Пуанкаре как открытие избранного факта.

L, H и K … обозначают  типы связей между психоаналитическими объектами. Следует допустить, что любые объекты, связанные подобным образом, должны  испытывать на себе влияния со стороны других элементов. Реализации,  из которых были выделены (абстрагированы) эти элементы, обычно представляются понятиями «любовь», «ненависть» и «знание» (12 – 14*).

Абстракции, которые предполагаются на роль элементов психоанализа,  должны обладать способностью объединяться и представлять все психоаналитические ситуации и все психоаналитические теории. Для этого выбранные элементы должны быть существенными в том смысле, как это описано на стр. 13. … На первом этапе необходимо определить, какие явления из тех, что имеют место в аналитической практике, принадлежать к элементам психоанализа. Нам доступны следующие направления:

  1. Мы может выявлять элементы по их вторичным свойствам (в том смысле, в котором использовал этот термин Кант), которые возможно распознать в психоаналитическом опыте.
  2. Мы можем выявлять элементы по их репрезентациям, которые возможно выделить в психоаналитической теории.
  3. Мы можем исследовать процедуры 1 и 2 и комбинировать их, используя в качестве источников для абстрагирования элементов (16, 17*).

Психоаналитические элементы и производные от них объекты имеют следующие размерности:

  1. Протяженность в области чувства.
  2. Протяженность в области мифа.
  3. Протяженность в области страсти (22*).


Материалы взяты из У.Р.Бион

"Научение через опыт переживания", М., Когито-Центр, 2008 г.

*"Элементы психоанализа", М., Когито-Центр, 2009 г.

**"Теория мышления" в сборнике "Идеи У.Р.Биона в современной психоаналитической практике", М., 2008 г.

 
.
 Copyright © 2017. Психоаналитики в Санкт-Петербурге. Designed by LENINnovations.ru

Яндекс.Метрика