Теории развития: Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон |
Значимые современные психологические теории имеют своей базой теорию психосексуального развития Зигмунда Фрейда (Австрия). Эта теория описывает глубинные механизмы развития личности, истоки которых бессознательны.
В соответствии с ней ребенок проходит в своем развитии ряд стадий, в идеале не задерживаясь и не фиксируясь на них, и, преодолев все конфликты этих стадий, достигает последней - представляющей собой цель психосексуального развития личности.
Однако часто конституциональная предрасположенность в совокупности с комплексом внешних условий заставляет человека «застревать» на отдельных стадиях. Подобное застревание ("фиксация") затрудняет прохождение последующих стадий, а в отдельных случаях делает его невозможным. В особо травматичных условиях (острые конфликты) человек может вернуться на уже пройденную стадию («ранее завоеванную территорию») и так и остаться на ней. В худшем случае это ведет к психопатологии, неврозам, в более благоприятном - к формированию особых черт характера, привычек, специфическому выбору профессии и т.п.
Выделяется пять стадий, их названия соответствуют основным задачам, конфликтам, требующим решения на каждой из них:
1. Оральная (~ до года)
2. Анальная (~ до 3-х лет)
3. Фаллическая (~ до 4-5 лет)
4. Эдипальная (стадия выбора объекта, на ней человек проходит знаменитый «эдипов комплекс», и в случае его успешного разрешения личность достигает высшей стадии - генитальной)
5. Генитальная (взрослая стадия организации личности).
В соответствии с ней человек проходит 8 основных стадий, в которых травматически концентрируется его опыт и проблемы выбора. Эти кризисы Эриксон назвал психосоциальными. Каждая стадия характеризуется своим конфликтом. Люди проходят их с разной скоростью и различной успешностью. Если конфликт не разрешается, он переходит и на следующую стадию.
1. «стадия базового доверия - недоверия» (от рождения до 2-х лет).
Эта стадия закладывает фундамент будущего психического здоровья, она судьбоносна. Кризис связан с тем, удовлетворяются или нет основные психофизиологические потребности. Через мать у ребенка формируется либо доверие, принятие мира, либо недоверие, непринятие.
Основной момент - качество отношений между матерью и ребенком. На этой стадии происходит отделение ребенка от матери (от первичного симбиоза с матерью ребенок переходит к частичному отделению, к концу этой стадии мать становится внешним объектом). Ребенок получает опыт проекции и интроекции. Таким образом, на этой стадии происходит укрепление «Эго» («Я») ребенка. Отсутствие базового доверия формирует шизоидную личность. Недоверие, сформированное на этой стадии, остается на всю жизнь. Задержка на этой стадии с трудом подлежит психотерапевтической коррекции. Успешное прохождение формирует адекватные влечения и связанные с ними надежды.
2. «стадия автономности - стыд, сомнение» (2 - 4 года)
Конфликт этой стадии - между формированием у ребенка чувства независимости и блокировкой его переживаниями стыда и сомнения. В этой фазе ребенок должен овладеть анальной функцией - первый опыт контроля и проявления воли. Начинается формирование «Супер-Эго» («Сверх-Я»): оценка своего поведения, внедрение требований окружения в свой внутренний мир.
При корректном поведении родителей у ребенка формируется опыт автономии, ребенок делается независимым (относительно) существом. Негативная позиция родителей снабжает ребенка комплексом стыда и сомнения, что приводит к формированию у него низкой самооценки и зависимости от других.
Успешное прохождение формирует адекватный самоконтроль и силу воли.
3. «стадия инициативы - вины» (4 - 6 лет)
Это - период самоутверждения. Основной конфликт - между инициативностью и чувством вины.
Если ребенок не получает поддержки своей инициативы, формируется покорность, неразрывно связанная с чувством вины. В этой фазе формируются моральные установки, окончательно формируется «Супер-Эго».
Успешное прохождение дает направление и цель (поиск цели) в жизни.
4. «стадия активности - недостаточности» (6 - 10 лет для девочек, 6 - 12 лет для мальчиков)
Основной конфликт - между активным трудолюбием, творческим самовыражением и чувством неполноценности.
На этой стадии ребенок нуждается в деятельности, которая может быть доведена до конца. Важно удовольствие от законченной работы. В зависимости от окружения и способностей у ребенка формируется либо «вкус к работе» (чувство компетентности), либо чувство неполноценности.
На этой стадии происходит усвоение социальных нормативов поведения.
5. «стадия идентичности - смещения ролей» (10 - 21 год для женщин, 12 - 23 года для мужчин)
Основной конфликт - между пониманием принадлежности к какому-либо полу и непониманием форм поведения, соответствующих этому полу. Это очень бурная стадия развития. На этой стадии ребенок «заканчивается как ребенок». В ее начале происходит частичный возврат к первым двум стадиям, подросток может добрать то, что недополучил в раннем детстве (10 - 13 - 12 - 15 лет).
Идентичность человека самому себе становится достаточно устойчивой. Если к этой стадии человек подходит с неразрешенными конфликтами недоверия, сомнения, вины, ощущением недостаточности, прохождение этой стадии будет крайне затруднено.
Успешное прохождение формирует способность к привязанности, верности, преданности, дружелюбию.
6. «стадия интимности - изоляции» (23 - 30 лет)
«Пик жизни». Основной конфликт - между стремлением к близким интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих.
Здесь реализуется способность к устойчивым отношениям, что предполагает силу и устойчивость нравственного чувства. Если такая способность не сформирована, человек обрекает себя на изоляцию, «замурованность» в себе.
7. «стадия созидательности (генеративности) - застоя» ( пик ~ 40 - 45 лет)
Основной конфликт - между жизненной активностью (генеративностью) и сосредоточенностью на себе, своих проблемах.
Если раньше человек нуждался в ведомости, теперь он хочет заботиться о других, вести за собой следующее поколение. Если он не реализует потребность в отдаче опыта, это приводит к регрессу, замыканию существования в себе и эгоистической самоотстраненности, внутренней пустоте, самоозабоченности.
8. «стадия интеграции эго - отчаяния» (после 70 - 75 лет)
На этой стадии в идеале происходит осознание прожитой жизни как единого целого (интеграция Эго). Есть чувство гармонии, собственной значимости, любви к себе и людям, нет желания жить другой жизнью. Характерно чувство благодарности родителям, глубокое чувство жизненной стабильности. Отсутствует страх смерти. В противном случае человек мучим боязнью смерти, невозможностью прожить новую, другую жизнь, завистью к молодежи.
Необходимо преодолеть 3 подкризиса (по Пэку):
а. Переоценить собственное «Я» помимо профессиональной роли;
б. Выработать в себе равнодушие в отношении ухудшения здоровья (философский юмор);
в. Отход от самоозабоченности к укрупнению масштаба осознания, осмысления бытия.
Таким образом, должна сформироваться установка: «Я прожил собственную, единственно возможную, неповторимую жизнь». |
Попова Наталия Михайловна Прием по адресу: ПС, Петроградская, ул. Плуталова, д.13 к.4 (карта); +7 (921) 406 14 91(ст. метро Петроградская)
Сапегина Диана Леонидовна Прием адресу: ПС., ул. Малая Пушкарская д.34; +7(921)306 34 53 (ст. метро Горьковская)
Сахновская Оксана Семеновна Прием по адресу:М Наб. Канала Грибоедова д.5 оф.304 (карта); тел.: +7(921) 900 83 46 (ст. метро Канал Грибоедова)
подробнее о специалистах здесь http://psychoanalitiki.ru/spetsialisty/