Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

Теории развития: Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон

 

Значимые современные психологические теории имеют своей базой теорию психосексуального развития Зигмунда Фрейда (Австрия). Эта теория описывает глубинные механизмы развития личности, истоки которых бессознательны.

 

 

В соответствии с ней ребенок проходит в своем развитии ряд стадий, в идеале не задерживаясь и не фиксируясь на них, и, преодолев все конфликты этих стадий, достигает последней - представляющей собой цель психосексуального развития личности.

 

 

Однако часто конституциональная предрасположенность в совокупности с комплексом внешних условий заставляет человека «застревать» на отдельных стадиях. Подобное застревание ("фиксация") затрудняет прохождение последующих стадий, а в отдельных случаях делает его невозможным. В особо травматичных условиях (острые конфликты) человек может вернуться на уже пройденную стадию («ранее завоеванную территорию») и так и остаться на ней. В худшем случае это ведет к психопатологии, неврозам, в более благоприятном - к формированию особых черт характера, привычек, специфическому выбору профессии и т.п.

 

 

Выделяется пять стадий, их названия соответствуют основным задачам, конфликтам, требующим решения на каждой из них:

 

 

1. Оральная (~ до года)

 


2. Анальная (~ до 3-х лет)

 


3. Фаллическая (~ до 4-5 лет)

 


4. Эдипальная (стадия выбора объекта, на ней человек проходит знаменитый «эдипов комплекс», и в случае его успешного разрешения личность достигает высшей стадии - генитальной)

 

 

5. Генитальная (взрослая стадия организации личности).

 

 

 

 

На этой теории базируется следующая, адаптированная для широкого круга и затрагивающая не только детство, но и зрелось, старение - теория психосоциального развития. Ее автор - американский психоаналитик Эрик Эриксон.

 

 

В соответствии с ней человек проходит 8 основных стадий, в которых травматически концентрируется его опыт и проблемы выбора. Эти кризисы Эриксон назвал психосоциальными. Каждая стадия характеризуется своим конфликтом. Люди проходят их с разной скоростью и различной успешностью. Если конфликт не разрешается, он переходит и на следующую стадию.

 

 

1. «стадия базового доверия - недоверия» (от рождения до 2-х лет).

 


Эта стадия закладывает фундамент будущего психического здоровья, она судьбоносна. Кризис связан с тем, удовлетворяются или нет основные психофизиологические потребности. Через мать у ребенка формируется либо доверие, принятие мира, либо недоверие, непринятие.

 

 

Основной момент - качество отношений между матерью и ребенком. На этой стадии происходит отделение ребенка от матери (от первичного симбиоза с матерью ребенок переходит к частичному отделению, к концу этой стадии мать становится внешним объектом). Ребенок получает опыт проекции и интроекции. Таким образом, на этой стадии происходит укрепление «Эго» («Я») ребенка. Отсутствие базового доверия формирует шизоидную личность. Недоверие, сформированное на этой стадии, остается на всю жизнь. Задержка на этой стадии с трудом подлежит психотерапевтической коррекции. Успешное прохождение формирует адекватные влечения и связанные с ними надежды.

 

 

2. «стадия автономности - стыд, сомнение» (2 - 4 года)

 


Конфликт этой стадии - между формированием у ребенка чувства независимости и блокировкой его переживаниями стыда и сомнения. В этой фазе ребенок должен овладеть анальной функцией - первый опыт контроля и проявления воли. Начинается формирование «Супер-Эго» («Сверх-Я»): оценка своего поведения, внедрение требований окружения в свой внутренний мир.

 

 

При корректном поведении родителей у ребенка формируется опыт автономии, ребенок делается независимым (относительно) существом. Негативная позиция родителей снабжает ребенка комплексом стыда и сомнения, что приводит к формированию у него низкой самооценки и зависимости от других.

 

 

Успешное прохождение формирует адекватный самоконтроль и силу воли.

 

 

3. «стадия инициативы - вины» (4 - 6 лет)

 


Это - период самоутверждения. Основной конфликт - между инициативностью и чувством вины.

 

 

Если ребенок не получает поддержки своей инициативы, формируется покорность, неразрывно связанная с чувством вины. В этой фазе формируются моральные установки, окончательно формируется «Супер-Эго».

 

 

Успешное прохождение дает направление и цель (поиск цели) в жизни.

 

 

4. «стадия активности - недостаточности» (6 - 10 лет для девочек, 6 - 12 лет для мальчиков)

 


Основной конфликт - между активным трудолюбием, творческим самовыражением и чувством неполноценности.

 

 

На этой стадии ребенок нуждается в деятельности, которая может быть доведена до конца. Важно удовольствие от законченной работы. В зависимости от окружения и способностей у ребенка формируется либо «вкус к работе» (чувство компетентности), либо чувство неполноценности.

 

 

На этой стадии происходит усвоение социальных нормативов поведения.

 

 

5. «стадия идентичности - смещения ролей» (10 - 21 год для женщин, 12 - 23 года для мужчин)

 


Основной конфликт - между пониманием принадлежности к какому-либо полу и непониманием форм поведения, соответствующих этому полу. Это очень бурная стадия развития. На этой стадии ребенок «заканчивается как ребенок». В ее начале происходит частичный возврат к первым двум стадиям, подросток может добрать то, что недополучил в раннем детстве (10 - 13  -  12 - 15 лет).

 

 

Идентичность человека самому себе становится достаточно устойчивой. Если к этой стадии человек подходит с неразрешенными конфликтами недоверия, сомнения, вины, ощущением недостаточности, прохождение этой стадии будет крайне затруднено.

 

Успешное прохождение формирует способность к привязанности, верности, преданности, дружелюбию.

 

 

6. «стадия интимности - изоляции» (23 - 30 лет)

 


«Пик жизни». Основной конфликт - между стремлением к близким интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих.

 

 

Здесь реализуется способность к устойчивым отношениям, что предполагает силу и устойчивость нравственного чувства. Если такая способность не сформирована, человек обрекает себя на изоляцию, «замурованность» в себе.

 

 

7. «стадия созидательности (генеративности) - застоя» ( пик ~ 40 - 45 лет)

 


Основной конфликт - между жизненной активностью (генеративностью) и сосредоточенностью на себе, своих проблемах.

 

 

Если раньше человек нуждался в ведомости, теперь он хочет заботиться о других, вести за собой следующее поколение. Если он не реализует потребность в отдаче опыта, это приводит к регрессу, замыканию существования в себе и эгоистической самоотстраненности, внутренней пустоте, самоозабоченности.

 

 

8. «стадия интеграции эго - отчаяния» (после 70 - 75 лет)

 


На этой стадии в идеале происходит осознание прожитой жизни как единого целого (интеграция Эго). Есть чувство гармонии, собственной значимости, любви к себе и людям, нет желания жить другой жизнью. Характерно чувство благодарности родителям, глубокое чувство жизненной стабильности. Отсутствует страх смерти. В противном случае человек мучим боязнью смерти, невозможностью прожить новую, другую жизнь, завистью к молодежи.

 

 

Необходимо преодолеть 3 подкризиса (по Пэку):

 

 

а. Переоценить собственное «Я» помимо профессиональной роли;

 

 

б. Выработать в себе равнодушие в отношении ухудшения здоровья (философский юмор);

 

 

в. Отход от самоозабоченности к укрупнению масштаба осознания, осмысления бытия.

 

 

Таким образом, должна сформироваться установка: «Я прожил собственную, единственно возможную, неповторимую жизнь».

 
.
 Copyright © 2017. Психоаналитики в Санкт-Петербурге. Designed by LENINnovations.ru

Яндекс.Метрика