Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

Перенос (трансфер, англ. - transference) -

 

Чарльз Райкрофт. Критический словарь психоанализа (1968):

"1. Процесс, который включает в себя: перемещение на своего аналитика чувств, представлений и пр., связанных с людьми из прошлого; отношение к аналитику как к объекту своего прошлого; проецирование на аналитика объект-представлений, полученных ранее путем интроекций; наделение аналитика значимостью другого, обычно предшествующего объекта.

2. Душевное состояние пациента в результате 1.

3. Более широко - эмоциональное отношение пациента к своему аналитику.

На заре психоанализа трансфер рассматривался как нежелательное явление, мешающее восстановлению вытесненных воспоминаний и нарушающее объективность пациента. Однако к 1912 году Фрейд стал рассматривать трансфер как существенную часть терапевтического процесса: "В конечном счете, побеждать любой конфликт необходимо в границах трансфера". При этом, конечно, не предполагается, что аналитик является единственным человеком, на которого пациенты склонны переносить чувства, связанные с прошлым. Но считается, что отстраненность - его отказ подыгрывать ожиданиям пациента или реагировать соответственно этим ожиданиям - создает новую ситуацию, которая дает возможность объяснить пациенту, что он ведет себя, как если бы аналитик был его отцом, матерью, братом, сестрой или кем-либо еще. Подобные четкие сообщения, делаемые аналитиком, называются интерпретацией переноса; эмоциональная захваченность пациента аналитиком называется неврозом переноса. Отношение пациента как к отцу, матери и т.д. называется отношением переноса, в отличие от аналитичских отношений, представляющих собой совокупность отношений между аналитиком и пациентом, включая признание последним истинного характера договора и взаимодействия между ними и реальной личности аналитика. Под сопротивлением переноса понимают использование трансфера в качестве сопротивления либо припоминанию прошлого, либо встрече с тревогой, связанной с перспективной прекращения лечения и необходимостью отказатьсяот чувства безопасности (что в значительной степени иллюзорно), которое дает пребывание в анализе.

Трансфер может быть: отцовским, материнским, эдиповым, преэдиповым, пассивным, зависимым, оральным и т.д. - в зависимости от первоначального объекта трансфера и стадии развития, которая заново переживается; объектным или нарциссическим (идентификационным), в зависимости от того, воспринимает ли пациент своего аналитика как внешний объект, от которого от зависит, который он ненавидит и т.д., или рассматривает его как часть самого себя; позитивным или негативным, в зависимости от того, воспринимает ли он своего аналитика  как лицо доброжелательное или враждебное.

Большинство мнений о трансфере сходится на том, что ранние объект-отношения, которые пациент, скорее всего, не может вспомнить как таковые, тем не менее могут быть воссозданы в трансферных реакциях пациента. Он не может вспомнить свое младенчество и свое отношение к груди, а вновь разыгрывает это в "трансфере". Практику Фэрбэрна, Кляйн и Винникота можно понять, лишь осознав  их убежденность в том, что реакции пациентов на них являются убедительным доказательством, которое может служить теоретической основой происхождения объектных отношений в младенчестве. Мнения большинства аналитиков сходятся также в том, что терапевтический эффект анализа обусловлен прежде всего его возможностью разрешать "в рамках трансфера" конфликты, зарождавшиеся в детстве и младенчестве. Меньшее значение придается тем новым отношениям, которые возникают в анализе. Имеются в виду отношения пациента с человеком, сочетающим интерес к нему с отсутствием притязаний, чье проникновение в него отличается большей ясностью и глубиной, чем понимание со стороны собственных родителей.

 

 

Психоаналитические термины и понятия. Под редакцией Б.Э.Мура и Б.Д.Файна (1990):

 

Перемещение паттернов чувств, мыслей и поведения, первоначально относившихся к значимым людям из детства, на человека, включенного в текущие межличностные отношения. Поскольку процесс переноса большей частью является бессознательным, пациент не воспринимает различные источники переноса и связанных с ним фантазий, установок и чувств (таких, как любовь, ненависть и гнев). Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызывать состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны, чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства.

Перенос представляет собой форму объектных отношений и, как любые объектные отношения, он воспроизводит первые детские привязанности и имеет универсальный характер. Помимо аналитической ситуации перенос может проявляться в самых разных условиях: при других формах психотерапии, при лечении соматических заболеваний, в школе, на работе и в социальном взаимодействии. Тем не менее наиболее отчетливо и интенсивно перенос проявляется в процессе психоанализа. Возможно, это объясняется тем, что пациент начинает терпимо относиться к дериватам детских компромиссных образований, которые подвергаются переносу. Кроме того, условия абстиненции и фрустрации, присущие процессу анализа, содействуют регрессии к инфантильной структуре личности, что, в свою очередь, способствует проявлению переноса. Относительная анонимность аналитика облегчает перенос на него активированных детских представлений. В отсутствие информации о качествах аналитика и его личной жизни пациент создает фантазии, в целом не испорченные восприятием настоящего. Пациент настолько сосредоточивается на фигуре аналитика, что развивается невроз переноса, воссоздающий картину детского невроза. Перенос — понятие динамическое; в процессе анализа он меняется, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента.

Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное поведение.

Перенос может быть причиной сильнейшего сопротивления анализу, но может быть также его верным союзником. Ибо благодаря интерпретации переноса пациент убеждается в правильности выявленных взаимосвязей и реконструкций, сделанных в процессе аналитического лечения.

Перенос непременно отражает переплетение чувств любви и ненависти, и поэтому его проявления часто бывают амбивалентными. Тем не менее следует различать негативный перенос и позитивный. Эти термины относятся к качеству проявлений (агрессивным и враждебным или дружеским и доброжелательным), преобладающих в данный момент анализа. В практической работе весь спектр аффективных реакций может переживаться в контексте переноса. То, что принято называть “желательной” частью переноса, относится к тому, что способствует аналитическому успеху, позволяет пациенту начать работу и содействовать процессу лечения. Однако, как показывает опыт, в процессе анализа такие проявления могут менять свое значение и присоединяться к сопротивлению.

Анализ и интерпретация содержания переноса имеют большое значение для терапевтического процесса. Более того, некоторые авторы утверждают, что изменений можно добиться только с помощью интерпретации переноса. В процессе лечения перенос может заметно меняться, однако вряд ли он полностью исчезает. Сомнительно также, что его полное устранение является необходимым для успешного анализа.

Перенос — автоматическое, бессознательное воспроизведение переживаний — отличается от рабочего или терапевтического альянса, представляющего собой сознательное взаимодействие между аналитиком и пациентом. В таком альянсе пациент идентифицируется с целями и методами аналитической терапии и понимает необходимость генетического инсайта. Желание пациента сотрудничать дополняется стремлением аналитика (концептуализируемым как его рабочее Я) помочь ему достигнуть инсайта, понимания и сознательного контроля. Такой альянс предполагает терапевтическое расщепление Я пациента: одна часть Я отщепляется и наблюдает за частью, которая переживает. Прочный терапевтический альянс часто является необходимым условием продолжения анализа в период выраженного негативного переноса.

 
.
 Copyright © 2017. Психоаналитики в Санкт-Петербурге. Designed by LENINnovations.ru

Яндекс.Метрика