Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

Первый класс: не проспать звонок. Адаптация ребенка к школе.

 

Не так давно прозвенел первый звонок для первоклассников. Волнение этого торжественного дня позади, но расслабляться рано, потому что впереди ребенка ожидают не менее важные будни. Речь идет об адаптации к новым условиям. Тому, как родители могут помочь своему первокласснику и почему важно не прослушать тревожные звоночки, посвящена эта статья.

 

Готовность к обучению

 

Поход ребенка в школу это серьезное изменение его жизни. По сути, он попадает в новую среду со своими нормами и правилами, населенную новыми людьми. Ему приходится учиться эти нормы и правила узнавать, соблюдать и выстраивать отношения с учителем и одноклассниками.То, как адаптируется ребенок к школе, в значительной степени зависит от его готовности к обучению. Существует масса литературы на эту тему. Условно готовностьможно разделить на две части: одна интеллектуальная ,вторая - психологическая. В первом случае важно, достаточно ли у ребенка развиты память, внимание, мышление, воображение, речь, для того чтобы начать обучение. Во втором - желание быть школьником, умение контактировать со взрослыми и детьми, соблюдать правила, переносить критику.Чем большими качествами из этого списка ребенок обладает в достаточной степени, тем легче ему будет адаптироваться к новой обстановке. Если же готовность низкая, то и адаптация ребенка к школе может затянуться и быть тяжелой.

 

Вся жизнь ребенка до школы в различных аспектах воспитывает необходимые качества для обучения. Например, социальные навыки тренируются в детском саду или в песочнице. Интеллектуальные - во время игры или на развивающих занятиях. Многие родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию ребенка в раннем возрасте, а вот значение психологической готовности к школе недооценивают. Она, между прочим, неразрывно связана с интеллектуальной и имеет большое влияние на последнюю.

 

Страх ошибиться

 

Аня 7 лет, пошла в первый класс с отличной подготовкой. Она умела читать, считать и писать, хорошо воспринимала материал. Но вскоре после начала обучения, стала грустной и напряженной, ослабленной, начала часто болеть, да и успеваемость ее была не слишком высокой.Выяснилось, что Аня делает уроки по 4-5 часов. Она не может допустить малейшей ошибки в тетради. Если она делает помарку, то просит маму вырвать лист из тетрадки и начинает переписывать домашнее задание заново.Такой подход к выполнению домашней работы каждый день сильно выматывает девочку, она не успевает отдыхать, гулять и общаться с друзьями. В итоге она приходит на уроки в школу уставшей, ее внимание и остальные интеллектуальные функции снижаются. Она действительно совершает ошибки, за которые сильно ругает себя. А первопричиной такого положения дел явилось отсутствие эмоциональной готовности девочки.

 

Влияние раннего развития на адаптацию ребенка к школе

 

Психоаналитики отмечают, что к возрасту 6-7 лет все ранние эмоциональные конфликты и кризисы должны быть завершены. Если все происходит нормально, то в этом возрасте поведение детей выравнивается, легко поддается воспитанию и обучению. Что очень даже способствует хорошей адаптации в школе. Но бывает, у ребенка остаются неразрешенные эмоциональные конфликты. В таком случае он приносит их с собой в школу, что влияет на его поведение и способность к обучению. У детей, которые не разрешили конфликт отделения от матери, может возникнуть сильная привязанность к учительнице и нежелание делить ее с кем-либо другим. Требование от нее повышенного внимания. Или наоборот, невозможность принять позицию учительницы, недоверие ей. И желание оставаться дома с мамой.

 

Дети, для которых характерно застревание на стадии выработки самоконтроля и саморегуляции, стремятся быть идеальными и безупречными, не дают себе права на ошибку (случай с Аней). Очень скованы в своих проявлениях. Или наоборот неряшливы, не могут соблюдать правила и порядок. Не в состоянии следить за своей учебой самостоятельно. Могут быть агрессивными, импульсивными и беспокойными.Если ребенок несет в себе груз неразрешенных отношений с братьями и сестрами, то и в классе ему будет трудно наладить отношения со сверстниками. Он будет бороться за внимание учителя. Или наоборот, избегать вопросов, связанных с конкуренцией, и бояться быть первым (отличником).

 

Для успешной адаптации в первом классе ребенок должен обладать способностью откладывать удовлетворение своих желаний на необходимое время. Ведь если ему захочется встать и выйти или поесть во время урока, то он должен терпеть. И таких «нет» и «нельзя» в школе множество. И это первое, чему придется научиться школьнику.

 

Если в душе ребенка бушуют страсти, то ему очень трудно накапливать знания и обучаться новому. Вся его энергия уходит на проработку актуальных эмоций. Отсюда и возникает дезадаптация, отставание в процессе обучения.Признаки дезадаптации: агрессивность или заторможенность, апатия, плаксивость, грусть; нежелание идти в школу, не успевание по основным предметам, нарушение дисциплины, конфликты с учителями и одноклассниками.В норме период адаптации длится от двух месяцев до полугода. Если проблемы у ребенка затянулись, то лучше всего обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу.

 

Как родитель может самостоятельно помочь своему ребенку

 

Во-первых, очень важна эмоциональная поддержка родителей. Разъясните ребенку как вы видите, что с ним происходит. Например: «Тебе сейчас непросто, так как приходится привыкать к новой обстановке. И ты чувствуешь себя растерянным, тебе грустно, тяжело, приходится много работать на уроках и дома. Но так будет не всегда, когда ты привыкнешь, тебе будет гораздо легче и ты увидишь, что в школе есть много плюсов. Новые друзья, например». Детям очень важно называть их чувства, тогда уровень тревожности снижается. Можно рассказать о своих переживаниях в детстве, когда вы пошли в школу или когда устраивались на новую работу.

 

Во-вторых, важна помощь в подготовке уроков. Необходимо организовать режим дня так, чтобы у ребенка было время для отдыха после школы. Рекомендуется делать уроки с перерывами. Проясните для себя, какое время ребенок может сосредоточенно заниматься и через этот промежуток делать перерыв. Если он может сохранять внимание в течение пятнадцати минут, а дальше выключается, значит, надо делать перерыв через каждые пятнадцать минут. Но и перерывы должны быть четко регламентированы по времени. Задача родителя следить за соблюдением выбранного режима.

 

И, наконец, самое важное. Работайте со своими чувствами. Не возлагайте на детей высоких ожиданий. Часто бывает, когда ребенок не справляется, у родителей возникает злость, потому что он не соответствует их ожиданиям. Или чувство неполноценности, что они не смогли воспитать идеального, умного, послушного ребенка. Родители начинают давить на детей, ругать их, а это еще больше осложняет им жизнь в период адаптации.

 

 

 

Связаться с автором Сапегина Д.Л.

 
.
 Copyright © 2017. Психоаналитики в Санкт-Петербурге. Designed by LENINnovations.ru

Яндекс.Метрика