Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

Детская агрессия

 

Одной из наиболее частых проблем, с которыми родители приходят на консультацию, является детская агрессия. Подавляющее большинство детей рано или поздно ведут себя агрессивно. Они могут угрожать, оскорбительно обращаться к окружающим; разрушать игрушки, портить одежду, драться с другими детьми, кусаться, плеваться. Часто их агрессия бывает направлена на родителей.

 

Многие взрослые считают, что если ребенок проявляет агрессию, особенно в раннем возрасте, это не нормально и думают, что если так будет продолжаться, то из него не вырастет ничего хорошего. Частым рассуждением в этом случае является: «Если он сейчас себя так ведет, что же будет в подростковом возрасте». Давайте попробуем разобраться так это или не так, и в каком случае родителям стоит беспокоиться.

Формирование детской агрессивности начинается с первых месяцев жизни младенца. Маленький ребенок бьет ручками, стучит ножками, кричит, таким образом, он пытается добиться своих целей. У него нет других способов обратить внимание ухаживающего лица, чтобы избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

 

Очень важным временем для развития агрессивности является возраст ребенка от 1,5 лет до 2,5. Эти рамки могут смещаться, но процессы, которые происходят в это время в детской психике, одинаковы для большинства детей. Дело в том, что это возраст, когда ребенок, сначала обретя самостоятельность физическую, а именно он научается ходить, стремится к самостоятельности психологической. До этого момента они с мамой были единым целым, мама была его продолжением, а он ее. Теперь же естественным путем ребенок двигается вперед, он стремится отделиться от матери, обрести свои границы. Мамы детей этого возраста часто жалуются на то, что ребенок начал выводить их из себя, не слушается, делает «на зло». И это вполне закономерно, у ребенка расширились возможности он начал ходить, говорить, он начинает чувствовать себя более самостоятельным. Теперь он стремится максимально использовать свои возможности и проверяет, что ему можно, а что нельзя. Ему нужно удостовериться, что если он отделится, станет подальше от мамы, она все еще будет его любить. Поэтому он начинает эксперименты. Малыш что-то делает, мама злится, он изучает ее эмоцию, делает еще раз и смотрит на реакцию. Проверяет и задает вопрос: «Если я так сделаю, ты меня будешь любить? А если так, будешь?».

 

Еще очень важный момент, который связан с агрессией. В этом возрасте родители вынуждены вводить систему запретов. Просто потому, что из-за новых возможностей ребенка, он может попасть в опасные для себя ситуации и соответственно родители должны обеспечить его безопасность. У каждой мамы свои представления о том, что можно, а что нельзя делать ребенку. Но, так или иначе, ей приходится объяснять ему эти правила, а когда он их нарушает, давать ему это понять. Вот в такие моменты чаще всего и происходят конфликты.

«Какое это имеет отношение к формированию агрессии?» - спросите Вы. Самое прямое, потому что ребенок полностью считывает с родителей как ему себя вести, когда его что-что не устраивает. А здесь могут быть самые разные варианты: долго молчать и ничего не говорить, но в какой-то момент взорваться и кричать не своим голосом, или спокойно и твердо заявлять о своем недовольстве в свое время, или выть и рвать на себе волосы, или дубасить стенку, кричать, настаивая на своем, или применять физическую силу. Все эти способы ребенок усваивает и применяет в будущем сначала с родителями, а потом и в песочнице, в детском саду, в школе.

 

Случай из практики.

 

В семье семилетнего мальчика между родителями было принято негласное правило, агрессию не выражать. Но получалось так, что они очень долго терпели, когда их что-то не устраивает, а потом все-таки срывались и устраивали скандалы друг другу, или же жаловались кому-либо на стороне, не скрывая это от ребенка. В результате, когда мальчик пошел в школу первое время он был очень тихим и застенчивым, а потом начал проявлять неадекватную агрессивность. Он из-за незначительных проступков друзей или неосторожно сказанных слов, выражал свое недовольство, применял физическую силу, очень сильно злился. Так что в результате окружающие дети оказывались пострадавшими. Все очень просто, он применял тот же механизм, что и родители. Его многое что не устраивало в школе, он копил напряжение, а потом эмоциональных ресурсов не хватило и агрессия стала прорываться по любому поводу с неадекватной силой. Самое главное, что в итоге страдал сам ребенок.

 

Такие случаи нередки, здесь может быть полезна помощь специалиста. Обычно в таком случае психолог работает как с ребенком, так и с родителями, помогает налаживать коммуникации в семье. Вместе с тем с первых встреч ребенок в кабинете психолога получает уникальную возможность выразить все свои накопившиеся чувства, и уровень агрессивности вне кабинета значительно понижается. Но это только половина пути, в дальнейшем работа ведется над тем, чтобы ребенок научился контролировать свои агрессивные импульсы и направлять их в нужное русло.

 

Деструктивная и конструктивная агрессия.

 

Мы привыкли воспринимать слово агрессия в значении враждебности и разрушительности. Когда речь идет о желании причинить боль, получить удовольствие от этого. Конечно, родителям стоит беспокоиться, если ребенок часто проявляет подобное поведение по отношению к предметам, людям или животным. Но есть и другая сторона этого качества. Это агрессия конструктивная, т.е желание получить удовлетворение своих потребностей, достижение цели и способность к адаптации. Конструктивная агрессия позволяет ребенку иметь способность к конкуренции в окружающем мире, защищать свои права, интересы и границы.

 

Если у ребенка отсутствует необходимая конструктивная агрессия, это тоже должно насторожить родителей. Так как без этого качества ребенку будет очень сложно в как социуме, так и в близких отношениях, он не сможет быть счастливым. Отсутствие необходимой агрессивности может быть в случае если ребенок не научился проявлять агрессию, или сдерживает свои проявления так как боится ответной реакции. В причинах можно разобраться на консультации психолога.

 

Случай из практики

 

Мама 2 летнего мальчика на консультации жаловалась на то, что ее сын не может отстоять свои игрушки на детской площадке. Когда у него что-либо отбирают другие дети, он начинает плакать и бежит к ней жаловаться. После того как мы разобрали ситуацию подробнее, выяснилось, что она сама не может что-либо запретить ему, никогда не показывает, что злится на него и не требует от него послушания. Как только мама начала это делать в отношениях с сыном, он тут же стал проявлять большую твердость на детской площадке.

 

Что делать родителям, как соблюсти баланс и научить ребенка адекватно выражать агрессию.

 

Как было описано выше, изначально с самого младенчества проявления агрессии со стороны ребенка бывают довольно частыми. Это происходит когда он чего-то сильно хочет или испытывает дискомфорт, или ощущает угрозу себе или любимым объектам. Конечно, это зависит от конституциональных особенностей, один ребенок будет изначально по своим природным данным более активен и соответственно агрессивен, другой менее. Важно как реагируют на эти проявления окружающие.

 

К сожалению, взрослые часто отвечают на агрессию ребенка своей более сильной и мощной агрессивной вспышкой. Многие кто так делает, знают и понимают, что это не всегда работает. А кроме того это ухудшает эмоциональное состояние ребенка и не прибавляет оптимизма родителям. Как правило, у них после таких вспышек возникает чувство вины, которое приносит страдание.

 

Противоположные реакции, такие как игнорирование, эмоциональное отвержение рождает у ребенка чувство тревоги, страх и стремление вновь найти способ привлечения к себе внимания. Таким образом, наказания взрослых и попытки вмешаться в нарушения поведения являются желаемым событием для ребенка (если не любовь и ласка, то хотя бы конфликт), влекущий за собой всю ту же агрессивность.

 

Если Вы заметили, что ребенок реагирует на нейтральные стимулы агрессивно или наоборот не может проявить необходимой твердости со сверстниками, обратитесь к детскому психологу. Опыт показывает, что при достаточной мотивации родителей и регулярных посещениях, проблемы с агрессией ребенка можно решить очень эффективно вследствие чего жизнь ребенка и его семьи качественно улучшится.

 

 

 

Связаться с автором Сапегина Д.Л.

 
.
 Copyright © 2017. Психоаналитики в Санкт-Петербурге. Designed by LENINnovations.ru

Яндекс.Метрика