Вы можете записаться на прием тут

Популярные статьи

 

 

 

 

 

Обучение психоаналитика

 

Психоаналитиком не рождаются. Им становятся. А как?

В этой статье описан процесс становления будущего психоаналитика. С небольшими поправками он типичен для обучения психотерапевтов и других модальностей (т.е. разновидностей психотерапии, например, когнитивная и поведенческая терапия, гештальт-терапия и т.д.) .

 

 

Личность психотерапевта

 

Человек, выбирающий для себя профессию психотерапевта, обычно искренне и глубоко заинтересован в других людях. И еще до того, как ему приходит в голову идея получить соответствующее образование, он интересуется жизнью и внутренним миром окружающих людей, пытается понять не очевидный смысл их слов и поступков, ищет возможность помочь им в решении своих проблем.

 

Сам будущий специалист обычно не понаслышке знает, что такое психологические проблемы. И часто именно собственное страдание толкает его на то, чтобы начать изучать принципы устройства внутреннего мира человека и способы сделать его более гармоничным. В процессе обучения и обязательной для будущего психоаналитика личной терапии, он надеется не только приобрести новые знания, но и помочь себе решить собственные проблемы.

 

Жизненный опыт - важная составляющая профессионального багажа будущего психотерапевта. Нахождение в различных жизненных ситуациях, пребывание в разных психологических ролях, общение с большим количеством отличающихся друг от друга людей позволяет психотерапевту быть более способным воспринять уникальный опыт своих клиентов. Есть такая профессиональная шутка (в которой лишь доля шутки): "хороший психоаналитик - как хорошее вино: с годами становится только лучше".

 

Образование

 

Профессия психотерапевта предполагает многоступенчатое сложное обучение. Обычно это базовое высшее психологическое или медицинское образование и дальнейшее образование в специализированном институте или в рамках специальных программ. В настоящее время в России в крупных городах есть возможность получить как основное, так и дополнительное психоаналитическое образование. Ряд институтов предлагает возможность также пройти свои курсы в очно-заочном режиме.

 

Образование в рамках различных психотерапевтических модальностей, как правило, проходит в соответствии со стандартами профессиональных ассоциаций, представляющих данные модальности. Прохождение полного курса обучения и выполнение всех профессиональных стандартов дает возможность кандидату получить профессиональный статус специалиста в определенном виде психотерапии и иметь об этом соответствующий сертификат.

 

В поле психоанализа есть ряд международных ассоциаций, осуществляющих профессиональный тренинг и присваивающий своим кандидатам профессиональные статусы. Старейшей в мире ассоциацией является Международная Психоаналитическая Ассоциация (IPA). В России пока не очень много ее членов, но ряд специалистов находится на пути к получению профессионального статуса IPA (в этой организации наиболее сложные стандарты получения профессионального статуса). Другая международная организация - Европейская Федерация Психоаналитической терапии (EFPP). В России также есть специалисты, являющиеся членами этой организации. Еще одна международная психоаналитическая организация, которая как раз широко представлена в России - это Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии (ECPP). Наши специалисты являются членами этой организации, сертифицированы ей и, в свою очередь, проводят психоаналитический тренинг по ее стандартам. Вы можете познакомиться с деятельностью ЕКПП на сайте ее российского отделения - Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии - Россия. Также Вы можете ознакомиться с Регламентом Сертификации и аккредитации ЕКПП-Россия, где обозначены основные стандарты профессионального образования и тренинга психоаналитического психотерапевта ЕКПП.

 

Личная терапия (обучающий психоанализ)


Личная терапия (в случае подготовки психоаналитика - обучающий психоанализ) является одной из основных составляющих частей психоаналитического тренинга. Впервые он был рекомендован кандидатам в психоаналитики еще Зигмундом Фрейдом. Будущий аналитик с помощью личного психоанализа на своем собственном опыте убедеждается в наличии бессознательных процессов. А понимание того, как работает собственная психика, делает возможным видеть аналогичные процессы в психике других людей.

 

Также для любого психотерапевта важно иметь возможность лучше понять свои внутренние конфликты и справиться со своими психологическими проблемами. Это необходимо не только для самого специалиста, но и для его клиентов, поскольку нерешенные внутренние конфликты оказывают большое влияние на способность психотерапевта понимать другого человека без серьезных искажений. Например, в психоанализе есть понятие "слепого пятна", им обозначают ситуацию, когда аналитик не замечает каких-то важных процессов, происходящих в проводимой им терапии, поскольку его собственные конфликты накладываются на конфликты клиента, а его психика, защищаясь, не позволяет ему этого увидеть. Если у психотерапевта слишком много нерешенных личных проблем, у его клиентов может возникнуть вопрос: "а, собственно, кто кого лечит?".

 

Обучающий анализ практически не отличается от того анализа, который проходит любой другой клиент (не имеющий учебной цели). Но будущему аналитику, помимо личной пользы, этот опыт дает возможность увидеть "психоанализ изнутри", посмотреть с самого близкого расстояния, как именно работает аналитик и какие процессы происходят в терапии. Аналогичные процессы происходят при прохождении психотерапии других модальностей. Никакое интеллектуальное знание, полученное на лекциях или при прочтении книг, не может сравниться с тем, которое приходит из собственного опыта. Нередко студенты, проходящие терапию, говорят, что по-настоящему поняли то, о чем им говорили на лекциях, только когда столкнулись с этим в собственной терапии.

 

Специалист, успешно прошедший свой анализ, и получивший от него пользу, не просто верит в свой метод, он знает, что психоанализ помогает, и понимает, как это происходит.

 

Иногда возникают ситуации, когда уже давно практикующий специалист понимает, что у него остались еще ранее неразрешенные конфликты или накопились новые проблемы, которые мешают жить и работать эффективно и с удовольствием. Тогда у него есть возможность обратиться за повторным анализом к кому-то из коллег, кому он доверяет. Это обычная практика в среде психотерапевтов, она является хорошей профилактикой ситуации из поговорки "сапожник без сапог".

 

 

Работа с клиентами и супервизия

 

Итак, образование получено, обучающий анализ пройден (или находится на продвинутой стадии). Можно начинать принимать клиентов.

 

Каждый человек, приходящий к психотерапевту, имеет свой уникальный опыт, свой неповторимый внутренний мир, собственные способы обращения с психологическими затруднениями и с событиями, происходящими в реальности. Опыт общения с этими разными людьми, нахождение общего языка, возможных способов взаимодействия - бесценный опыт для психотерапевта (как профессионала и как человека). Иногда что-то идет не так, психотерапевт может совершать ошибки или не быть способным помочь клиенту так, как бы того хотелось обоим. Хороший профессионал учится из этого опыта, учится у своих клиентов.

 

Специалист, который начинает свою практику и не имеет опыта психоаналитической работы, конечно, испытывает трудности и в глубинном понимании своих первых клиентов, и в том, как именно построить терапевтический процесс. Также он нередко сталкивается с новыми для себя собственными затруднениями. Для того, чтобы наилучшим образом и с наименьшими потерями разобраться со всеми возникающими трудностями, специалист обращается  к более опытным коллегам - супервизорам. На первом этапе они помогают начинающему специалисту состояться в качестве психоаналитика.

 

В дальнейшем работа с супервизорами не прекращается. В зависимости от профессионального уровня специалиста, работа с супервизорами имеет разные цели: лучшее понимание клиентов, более глубокое понимание связи между теорией и практикой, совершенствование своих терапевтических техник, выработка собственного терапевтического стиля, профилактика профессионального выгорания...

 

Даже самые опытные психоаналитики испытывают потребность в супервизии своей практики: это позволяет посмотреть на свою работу свежим взглядом и получить профессиональную поддержку. Постоянная супервизия своей работы для психоаналитика - это также своего рода профилактика возможных профессиональных деформаций.

 

Подробнее о супервизировании можно почитать в этой статье.

 

 

Программы повышения квалификации

 

Есть у обучения начало, нет у обучения конца. Даже признанные специалисты нашей профессии, которые уже сами являются для многих учителями в психотерапии, постоянно продолжают повышать свой профессиональный уровень, участвуя в исследовательских программах, семинарах, конференциях, и других профессиональных мероприятиях. На нашем сайте в разделе "Коллегам" можно познакомиться с обучающими курсами, семинарами и супервизиями, которые посещают, организуют и проводят наши специалисты.

 

 

Человеческая психика все еще является одной из самых больших тайн даже для специалистов в области психического здоровья. Иногда это пугает - сколького мы о себе не знаем, насколько пока ограничены наши возможности что-то изменить... Но изучение уже накопленных знаний о человеческой душе, попытка открыть тайну внутри себя... сложно представить себе что-то более важное и интересное!

 

 

 

 

Автор: Попова Наталия Михайловна

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

 

 

 

 
.
 Copyright © 2024. Психоаналитики в Санкт-Петербурге.
Designed by Alex Tyapin


Яндекс.Метрика